Епихина Ирина Александровна
Психологическое сопровождение ребёнка в ситуации развода родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с ребенком:
Одна из важнейших задач - сформировать у ребенка новый образ семьи, новую систему взаимоотношений с родителями.
Сказка "Расставание" (Анна Смирнова).
"В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького Мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал: "Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже". Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему он не может, как прежде, играть с папой перед ужином в мячик, купаться в пруду, слышать по утрам привычное: "Вставай, соня, день уже начался".
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
"Какие странные эти взрослые, - размышлял Мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо".
Услышав ночью, как мама тихо плачет, Мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.
Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он просто нас разлюбил?
Филин задумался.
Знаешь, Мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.
Даже тебе?
Даже мне.
Я слышал сегодня, как мама плачет, и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить, и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.
Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только никому он этого не показывает.
Но если ему плохо, почему он не вернется?
Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет, прежде чем ты узнаешь о многих таких сложностях.
Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?
Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.
Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше. Понимаешь, Мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают, и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков. Это как у лисенка? От них ушла мама.
И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как ему тоже достается.
Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу и что с мамой ему спокойнее.
Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это было в семье зайчика, расстались.
Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.
Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.
Я понимаю, но от этого не легче.
Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное - суметь это пережить.
Трудно быть ребенком, - вздохнул Ми-шутка.
Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей".
Сказку можно прочитать не обсуждая, чтобы дать ребенку возможность подумать. Даже если он не проявляет эмоциональной реакции, сказка все равно выполнит свою коррекционную функцию.
В зависимости от состояния детей в конкретной жизненной ситуации можно порекомендовать психологам и родителям самим сочинять сказки, следуя определенному алгоритму, разработанному в сказкотерапии (Т. Д. Зинкввич-Евстигнеева).
1. Подбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Помещать героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывать ему соответствующие переживания.
4. Герой должен пытаться искать выход из сложившейся ситуации.
Сохранение семейной истории - другая важнейшая задача коррекционной работы с ребенком. Фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, связанные с "историей любви" родителей, должны быть для ребенка лучшими "страницами" летописи семьи. Это также является важной мерой профилактики нарушений семейно-брачных отношений в будущей взрослой жизни детей.