МААМ-картинки

Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)

Ксения
Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)
▼ Скачать + Заказать документы

Встреча 1 «Педагог – это звучит гордо

Цель: Развить профессионально значимые свойства и качества личности педагога;

Задачи:

1. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием;

3. Проводить работу над повышением самооценки;

4. Тренировать профессионально-педагогические способности;

Публикация «Психологический тренинг „Развитие педагогических умений“ (серия встреч)» размещена в разделах

5. Развивать невербальные средства общения;

6. Развивать речь и коммуникативное поведение воспитателя;

7. Снять психоэмоциональное напряжение у педагогов;

8. Провести профилактику профессионального выгорания.

I. Занятие

Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1 "Удобное средство". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.

Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение, снимает психоэмоциональное напряжение.

Упражнение 2 "Почемучка". Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность к постановке проблем, воображение, внимание.

Упражнение 3 ."Проанализируйте ситуацию" : "Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает :

— Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Ответьте на вопрос:

Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 4 "Ролевая игра". Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1—2 мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.

Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.

Рефлексия по итогам тренинга.

Встреча 2 «Умейте властвовать собой!»

Задачи: Управление своим эмоциональным состоянием.

Развивать невербальные средства общения.

Упражнение 1 "Имитационная игра".

Войти в группу в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой.

Упражнение 2 "Микропреподавание".

Управление собой в ситуации "Дети, давайте поговорим о. " В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания. Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.

Упражнение 3 "Передаем предметы".

Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.

Упражнение 4 "Войди в круг".

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью не-вербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 5 "Сделай подарок".

Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.

Упражнение 6 "Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка" :

с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий.

Упражнение 7. Произнесите текст: "Однажды в студеную зимнюю пору. " : шепотом;

с максимальной громкостью; волнообразно;

как будто вы страшно замерзли;

как будто у вас во рту горячая картошка;

как 5-летняя девочка.

Упражнение 8. Поприветствуйте присутствующих словом "Здравствуйте!" десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплиниро-ванности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Рефлексия по итогам тренинга.

Встреча 3 «Уважение к личности».

Цель: систематизировать знания педагогов о личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка.

Задачи:

1. Тренировать педагогов в формулировании своих умозаключений на заданный вопрос;

2. Дать понятие зон и уровней общения;

3. Учить устанавливать опытным путём оптимальные зоны и уровни общения;

4. Побуждать рассказывать о своих ощущениях при выполнении упражнений.

1. Дискуссия, в которой обсуждаются следующие вопросы:

- Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка?

- Каковы критерии и принципы личностно-ориентированной модели общения?

- Как Вы понимаете следующие высказывания?

1) Надо уважать в ребёнке человека со всем хорошим и плохим, что в нём есть.

2) Каждый ребёнок неповторим, тем и прекрасен, каждый имеет свою индивидуальную линию развития.

3) В воспитании не надо становиться «над ребёнком», а если придётся, то только для его защиты.

4) Необходимо работать с детьми так, что бы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя.

5) Необходимо постоянно осуществлять психотерапевтический уход за детьми (заботиться о душевном равновесии каждого ребёнка).

Вывод: При отборе методов и приё мов воспитания важно помнить:

- никогда не сравнивайте детей друг с другом, не ставить друг друга в пример;

- не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех);

- не укорять детей;

- не жаловаться на них родителям;

- не стоять над душой, не надзирать за ними;

- не оскорблять;

- не приказывать, не требовать жестоко;

- обеспечивать успех в делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить и доверять безоговорочно;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

- прощать искренне;

2. Выполните упражнения:

1) Упражнение: «Поговорим?»

Участники делятся на пары и разговаривают между собой.

Вариант 1 – в процессе разговора меняют уровни общения (один сидит на стуле, другой стоит).

Вариант 2 – в процессе общения меняется расстояние между говорящими педагогами (зоны общения).

Вопросы:

Как Вы чувствовали себя при разговоре в уровне «над», «глаза в глаза», «под».

Какой уровень наиболее оптимальный для общения?

Какая зона оптимальна для общения?

2) Упражнение «Башенка»

Два участника: один с завязанными глазами строит, другой – руководит «строительством» по образцу.

Вопросы:

Что чувствовали оба участника?

3) Упражнение «Постройтесь»

Участники по команде ведущего, выполняют задания, используя только жесты. Правило: разговаривать нельзя – невербальное общение.

- построиться по дням рождения, начиная с января;

- по цвету волос, начиная от самого светлого;

Вопросы:

Легко ли вам было общаться без слов?

Какие эмоции вами владели?

4) Решение кроссворда

Ответы: 1- осанка; 2-ритмика; 3-жесты; 4-голос; 5-поза; 6-дикция;7-манера;

Рефлексия по итогам тренинга.

Встреча 4 «Игра – дело серьёзное.»

Цель:

1. Систематизировать знания воспитателей о руководстве сюжетно-игровыми творческими играми.

2. Выявить возможности и способности воспитателей к импровизации, умению проигрывать различные ситуации с воображаемыми предметами.

Организация: Воспитатели делятся на 2 команды с помощью выбора красного или синего шарика. Садятся за разные столы. Команды выполняют задания по очереди и оценивают друг друга.

Ведущий: Детская игра – это так естественно и так не просто. В детской игре много условностей: условные роли, взаимоотношения, но при этом дети переживают настоящие чувства, в соответствии с которыми складывается поведение и характер. Игра наша будет состоять из двух этапов:

1 – подготовка к театрально-игровой деятельности;

2 – дискуссия о творческой игре.

1. Упражнение: Попытайтесь представить себе, почувствовать в первую очередь, а потом показать нам:

1-я команда – игра с воображаемым мячом,

2-я команда – прыгает через воображаемую скакалку.

2. Упражнение: Изобразить сюжет.

1 –я команда – Кот спит на дорожке, а мыши крадутся мимо него;

2-я команда – мама-лисичка стоит на берегу реки, а на другом берегу – лисята - дети. Мать их зовёт, но они боятся холодной воды.

3. Упражнение: Организовать сюжетно-ролевую игру. Каждая команда выбирает воспитателя – остальные дети. Договоритесь в какую игру будете играть. Но в ходе игры вы должны заложить какие-либо методические ошибки. Другая команда должна угадать эту ошибку. 1-я команда – младшая группа; 2-я команда – старшая группа.

Проанализировать действия воспитателя и уровень его общения и взаимоотношения с детьми.

4. Упражнение: индивидуально ответить на вопросы по теме «Игра-отображение жизни». Каждый вопрос выбирается с помощью волчка.

1) Какие виды игр вы знаете?

2) Роль воспитателя в руководстве игрой в разных возрастных группах (в сравнении);

3) Какова методика распределения ролей;

4) Осуществление сговора на игру;

5) Методы и приёмы обогащения содержания сюжетно-ролевых творческих игр;

6) В каких играх предпочитают играть дети вашей группы;

7) Какие интересные сюжеты вы наблюдали в играх детей вашей группы.

Подведение итогов: проанализировать способность воспитателей к импровизации, знания воспитателей о руководстве сюжетно-ролевыми творческими играми.

Встреча 5 «Великий и могучий.»

Цель: познакомить воспитателей с новыми нетрадиционными приёмами, творческими заданиями, упражнениями при работе с пословицами.

1. Задание. Изобрази пословицу пантомимой.

Цель – обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, на умение «читать» их. Пословицу показывает желающий ребёнок, остальные отгадывают. Можно разделить детей на 2-3 группы и устроить соревнование. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Показать пословицы:

«Куй железо, пока горячо»

«На воре шапка горит»

«Волос долог, да ум короток»

«Большому куску и рот радуется»

2. Задание: Нарисуй пословицу.

Вспомни пословицу и изобрази её рисунком. Другие участники угадывают, какая пословица изображена.

3. Задание: Изобрази пословицу схемой.

Цель: научить изображать пословицу в виде схемы или пиктограммы.

Нарисуйте пословицы:

«Денежка рубль бережёт, а рубль голову стережёт»

«Дорога ложка к обеду»

«Выпей чайку – забудешь тоску»

4. Задание: Изображение пословицы нестандартными средствами.

Цель: развитие нестандартного мышления, творческого воображения. Изобразите пословицу с помощью спичек, цветных ниток, камешков и т. д.

5. Задание: Найди лишнюю пословицу.

Цель: понимание смысла информации, нахождение общего и различного.

1. «Хвастать – не косить, спина не болит»

2. «Не спеши языком – торопись делом»

3. «Язык до Киева доведёт»

4. «От слова до дела сто перегонов»

При анализе суть первой, второй и четвёртой пословицы сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, а в третьей смысл в том, что не надо бояться спросить дорогу.

6. Задание: Найди пару.

Цель: среди нескольких пословиц найти пары пословиц, близких по смыслу.

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть;

- Руби дерево по себе;

- Знание никому не в тягость;

- Без корня и полынь не растёт;

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха;

- По Сеньке и шапка.

7. Задание: Антипословицы.

Научившись понимать смысл пословиц, начинаем подбирать пословицы с противоположным значением. Например; «Пришла беда – отворяй ворота». Подбираем антонимы к каждому слову: пришла – ушла, беда – счастье, отворяй – затворяй, ворота – окна. Получилась анти - пословица – «Улетело счастье – затворяй окна»

Придумайте анти - пословицы к пословицам:

«Долог день до вечера, коли делать не чего» - (коротка ночь до зари, коли много работы)

«Слово не воробей, вылетит не поймаешь»

8. Картинка + рассказ + пословица.

Цель: развивать связную речь, творческое воображение.

Участникам предлагается взять по одной сюжетной картинке, составить рассказ так, чтобы он закончился какой-нибудь пословицей.

Подвести итоги тренинга : проанализировать способность воспитателей к использованию нетрадиционной формы работы с пословицами.

Публикации по теме:

Проект «Развитие коммуникативных умений и навыков у воспитанников через сказкотерапию» Педагогический проект "Развитие коммуникативных умений и навыков у воспитанников через сказкотерапию" Автор:Захарова Н. П., воспитатель.

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее.

Художественно-эстетическое развитие (развитие читательских умений) Тема: В. Осеева «До первого дождя». Конспект ОД Художественно-эстетическое развитие (развитие читательских умений) Подготовила: Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания» Психологический тренинг с педагогами ДОУ. Цель: гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания, оптимизация.

Консультация для воспитателей «Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры» Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения,.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психологический тренинг как средство психодиагностики одаренного ребенка Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т. е. ошибок, свяанных, в частности, с тем, что отрицательные.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие художественных умений во второй младшей группе. Лепка «Грибы для ёжика»Развитие художественных умений во второй младшей группе. Лепка «Грибы для ёжика» Тема «Грибы для ёжика».В осенний день, гуляя на прогулочном участке; любуясь красотой осени; шурша листьями, под березой нам «встретился».

Психологический тренинг для педагогов Дата проведения: ___ Продолжительность проведения: 40-50 мин. Материал: листы бумаги, простые карандаши Ход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 11:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)» (включая файлы) размещена пользователем Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД