Ксения
Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча 1 «Педагог – это звучит гордо!»
Цель: Развить профессионально значимые свойства и качества личности педагога;
Задачи:
1. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием;
3. Проводить работу над повышением самооценки;
4. Тренировать профессионально-педагогические способности;
Публикация «Психологический тренинг „Развитие педагогических умений“ (серия встреч)» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
5. Развивать невербальные средства общения;
6. Развивать речь и коммуникативное поведение воспитателя;
7. Снять психоэмоциональное напряжение у педагогов;
8. Провести профилактику профессионального выгорания.
I. Занятие
Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение 1 "Удобное средство". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.
Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение, снимает психоэмоциональное напряжение.
Упражнение 2 "Почемучка". Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность к постановке проблем, воображение, внимание.
Упражнение 3 ."Проанализируйте ситуацию" : "Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает :
— Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.
Ответьте на вопрос:
Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?
Упражнение 4 "Ролевая игра". Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1—2 мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.
Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.
Рефлексия по итогам тренинга.
Встреча 2 «Умейте властвовать собой!»
Задачи: Управление своим эмоциональным состоянием.
Развивать невербальные средства общения.
Упражнение 1 "Имитационная игра".
Войти в группу в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 2 "Микропреподавание".
Управление собой в ситуации "Дети, давайте поговорим о. " В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания. Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.
Упражнение 3 "Передаем предметы".
Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.
Упражнение 4 "Войди в круг".
Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью не-вербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 5 "Сделай подарок".
Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.
Упражнение 6 "Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка" :
с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий.
Упражнение 7. Произнесите текст: "Однажды в студеную зимнюю пору. " : шепотом;
с максимальной громкостью; волнообразно;
как будто вы страшно замерзли;
как будто у вас во рту горячая картошка;
как 5-летняя девочка.
Упражнение 8. Поприветствуйте присутствующих словом "Здравствуйте!" десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплиниро-ванности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Рефлексия по итогам тренинга.
Встреча 3 «Уважение к личности».
Цель: систематизировать знания педагогов о личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка.
Задачи:
1. Тренировать педагогов в формулировании своих умозаключений на заданный вопрос;
2. Дать понятие зон и уровней общения;
3. Учить устанавливать опытным путём оптимальные зоны и уровни общения;
4. Побуждать рассказывать о своих ощущениях при выполнении упражнений.
1. Дискуссия, в которой обсуждаются следующие вопросы:
- Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка?
- Каковы критерии и принципы личностно-ориентированной модели общения?
- Как Вы понимаете следующие высказывания?
1) Надо уважать в ребёнке человека со всем хорошим и плохим, что в нём есть.
2) Каждый ребёнок неповторим, тем и прекрасен, каждый имеет свою индивидуальную линию развития.
3) В воспитании не надо становиться «над ребёнком», а если придётся, то только для его защиты.
4) Необходимо работать с детьми так, что бы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя.
5) Необходимо постоянно осуществлять психотерапевтический уход за детьми (заботиться о душевном равновесии каждого ребёнка).
Вывод: При отборе методов и приё мов воспитания важно помнить:
- никогда не сравнивайте детей друг с другом, не ставить друг друга в пример;
- не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех);
- не укорять детей;
- не жаловаться на них родителям;
- не стоять над душой, не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестоко;
- обеспечивать успех в делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить и доверять безоговорочно;
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне;
2. Выполните упражнения:
1) Упражнение: «Поговорим?»
Участники делятся на пары и разговаривают между собой.
Вариант 1 – в процессе разговора меняют уровни общения (один сидит на стуле, другой стоит).
Вариант 2 – в процессе общения меняется расстояние между говорящими педагогами (зоны общения).
Вопросы:
Как Вы чувствовали себя при разговоре в уровне «над», «глаза в глаза», «под».
Какой уровень наиболее оптимальный для общения?
Какая зона оптимальна для общения?
2) Упражнение «Башенка»
Два участника: один с завязанными глазами строит, другой – руководит «строительством» по образцу.
Вопросы:
Что чувствовали оба участника?
3) Упражнение «Постройтесь»
Участники по команде ведущего, выполняют задания, используя только жесты. Правило: разговаривать нельзя – невербальное общение.
- построиться по дням рождения, начиная с января;
- по цвету волос, начиная от самого светлого;
Вопросы:
Легко ли вам было общаться без слов?
Какие эмоции вами владели?
4) Решение кроссворда
Ответы: 1- осанка; 2-ритмика; 3-жесты; 4-голос; 5-поза; 6-дикция;7-манера;
Рефлексия по итогам тренинга.
Встреча 4 «Игра – дело серьёзное.»
Цель:
1. Систематизировать знания воспитателей о руководстве сюжетно-игровыми творческими играми.
2. Выявить возможности и способности воспитателей к импровизации, умению проигрывать различные ситуации с воображаемыми предметами.
Организация: Воспитатели делятся на 2 команды с помощью выбора красного или синего шарика. Садятся за разные столы. Команды выполняют задания по очереди и оценивают друг друга.
Ведущий: Детская игра – это так естественно и так не просто. В детской игре много условностей: условные роли, взаимоотношения, но при этом дети переживают настоящие чувства, в соответствии с которыми складывается поведение и характер. Игра наша будет состоять из двух этапов:
1 – подготовка к театрально-игровой деятельности;
2 – дискуссия о творческой игре.
1. Упражнение: Попытайтесь представить себе, почувствовать в первую очередь, а потом показать нам:
1-я команда – игра с воображаемым мячом,
2-я команда – прыгает через воображаемую скакалку.
2. Упражнение: Изобразить сюжет.
1 –я команда – Кот спит на дорожке, а мыши крадутся мимо него;
2-я команда – мама-лисичка стоит на берегу реки, а на другом берегу – лисята - дети. Мать их зовёт, но они боятся холодной воды.
3. Упражнение: Организовать сюжетно-ролевую игру. Каждая команда выбирает воспитателя – остальные дети. Договоритесь в какую игру будете играть. Но в ходе игры вы должны заложить какие-либо методические ошибки. Другая команда должна угадать эту ошибку. 1-я команда – младшая группа; 2-я команда – старшая группа.
Проанализировать действия воспитателя и уровень его общения и взаимоотношения с детьми.
4. Упражнение: индивидуально ответить на вопросы по теме «Игра-отображение жизни». Каждый вопрос выбирается с помощью волчка.
1) Какие виды игр вы знаете?
2) Роль воспитателя в руководстве игрой в разных возрастных группах (в сравнении);
3) Какова методика распределения ролей;
4) Осуществление сговора на игру;
5) Методы и приёмы обогащения содержания сюжетно-ролевых творческих игр;
6) В каких играх предпочитают играть дети вашей группы;
7) Какие интересные сюжеты вы наблюдали в играх детей вашей группы.
Подведение итогов: проанализировать способность воспитателей к импровизации, знания воспитателей о руководстве сюжетно-ролевыми творческими играми.
Встреча 5 «Великий и могучий.»
Цель: познакомить воспитателей с новыми нетрадиционными приёмами, творческими заданиями, упражнениями при работе с пословицами.
1. Задание. Изобрази пословицу пантомимой.
Цель – обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, на умение «читать» их. Пословицу показывает желающий ребёнок, остальные отгадывают. Можно разделить детей на 2-3 группы и устроить соревнование. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
Показать пословицы:
«Куй железо, пока горячо»
«На воре шапка горит»
«Волос долог, да ум короток»
«Большому куску и рот радуется»
2. Задание: Нарисуй пословицу.
Вспомни пословицу и изобрази её рисунком. Другие участники угадывают, какая пословица изображена.
3. Задание: Изобрази пословицу схемой.
Цель: научить изображать пословицу в виде схемы или пиктограммы.
Нарисуйте пословицы:
«Денежка рубль бережёт, а рубль голову стережёт»
«Дорога ложка к обеду»
«Выпей чайку – забудешь тоску»
4. Задание: Изображение пословицы нестандартными средствами.
Цель: развитие нестандартного мышления, творческого воображения. Изобразите пословицу с помощью спичек, цветных ниток, камешков и т. д.
5. Задание: Найди лишнюю пословицу.
Цель: понимание смысла информации, нахождение общего и различного.
1. «Хвастать – не косить, спина не болит»
2. «Не спеши языком – торопись делом»
3. «Язык до Киева доведёт»
4. «От слова до дела сто перегонов»
При анализе суть первой, второй и четвёртой пословицы сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, а в третьей смысл в том, что не надо бояться спросить дорогу.
6. Задание: Найди пару.
Цель: среди нескольких пословиц найти пары пословиц, близких по смыслу.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть;
- Руби дерево по себе;
- Знание никому не в тягость;
- Без корня и полынь не растёт;
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха;
- По Сеньке и шапка.
7. Задание: Антипословицы.
Научившись понимать смысл пословиц, начинаем подбирать пословицы с противоположным значением. Например; «Пришла беда – отворяй ворота». Подбираем антонимы к каждому слову: пришла – ушла, беда – счастье, отворяй – затворяй, ворота – окна. Получилась анти - пословица – «Улетело счастье – затворяй окна»
Придумайте анти - пословицы к пословицам:
«Долог день до вечера, коли делать не чего» - (коротка ночь до зари, коли много работы)
«Слово не воробей, вылетит не поймаешь»
8. Картинка + рассказ + пословица.
Цель: развивать связную речь, творческое воображение.
Участникам предлагается взять по одной сюжетной картинке, составить рассказ так, чтобы он закончился какой-нибудь пословицей.
Подвести итоги тренинга : проанализировать способность воспитателей к использованию нетрадиционной формы работы с пословицами.