Наталья Меркова
Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
Упражнение «Знакомство»
Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка –.
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как.
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится –.
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда –.
Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
Упражнение «Сказка по кругу»
Сейчас нам с вами понадобятся фантазия и смекалка. Представьте такую ситуацию: в детском саду устроили день самоуправления, какие бывают в школе, когда предметы ведут ученики. Так вот день самоуправления в детском саду, а кто же будет заниматься воспитанием целой группы детей, если не воспитатель? Конечно, родители. Вам всего лишь необходимо придумать сказку и рассказать ее ребятам. Мы сочиним сказку о жизни животных в лесу, в которой нет конфликтов, где все счастливы и любимы. А сказка начинается так: «В одном сосновом лесу на огромной освещенной солнцем поляне встретились белочка, зайчик, енотик и ёжик…». Психолог передает игрушку воспитателю, сидящему по соседству для продолжения сказки. Я передаю вам игрушку и вы продолжаете зачин мой зачин сказки одним-двумя предложениями и передаете ее далее соседу. Таким образом у нас получится общая сказка. - Нам всем захотелось жить в таком лесу. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными.
Игра «Комплименты»
И заключительным моментом у нас последует игра «Комплименты». Мы будем передавать мяч по кругу. Один человек у нас будет сидеть на стуле спиной к остальным и подавать сигналы с помощью колокольчика. Кто именно - решит жребий. Остальные будут передавать мяч по кругу. Когда прозвучит звон колокольчика, тот, у кого окажется в руках мяч, должен будет сказать комплимент перед ним сидящему человеку, который должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» и игра продолжится передачей мяча следующему.
Задача «Цветок»
Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.
Упражнение «Я люблю своего ребенка»
А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
Рефлексия