Анцупова Ольга
Психологический практикум (классный час): «Межличностные конфликты и пути их преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям;
- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;
- формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
Инструментарий: мячик, ситуации, листы А4, мультфильм «О силе единства», слайдовая презентация.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Психология школьников
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Ход ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, ребята!
По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений.
Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, мы сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ваших ладони - это два человека, которые являются друзьями. Пусть друзья поздороваются. А теперь они общаются. Но между ними возникли разногласия. Они стали спорить. И выражать враждебные отношения друг к другу. Нападать друг на друга (упражнение руками).
- Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты).
- Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физическую боль).
Тема нашего классного часа : «Межличностные конфликты и пути их преодоления». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.
Итак, начнем.
Приём «Ассоциативный ряд».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (ссоры, обиды, ругань, слезы, драки, синяки, кулаки)
- На что похож конфликт? кактус, боксерская перчатка
- Что такое конфликт, как вы это понимаете? (ответы)
- Что такое конфликтная ситуация?
- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? (ответы)
- В чём они заключались? (ответы)
- Итак, что же это за понятия (слайд)
Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашего классного часа.
1. Упражнение «Снежинка»
Предлагаю выполнить такое задание. Главное условие - работать, молча, не общаясь с соседом по парте. У каждого из Вас на столе лежит чистый лист бумаги.
Сложите его пополам,
Оторвите правый верхний угол,
Сложите еще раз пополам,
Еще раз оторвите правый верхний угол,
Теперь разверните листок и покажите получившуюся снежинку. Поднимите ее вверх.
Обсуждение:
Почему снежинки получились разными?
Почему получились такие красивые, необычные, интересные снежинки? (потому, что выполняли задание каждый по-своему)
Каждый из нас – индивидуальность - у нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты?
Как вы думаете, а в каких ситуациях конфликта все люди ведут себя одинаково?
Данное упражнение показало нам, что каждый человек индивидуален. На свете нет абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный, неповторимый. И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Каждый человек представляет ценность! Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
И на такой приятной нотке самоценности мы продолжаем нашу работу.
2. Разыгрывание ситуации. Дать учащимся подумать 2 минуты и затем предложить разыграть ситуацию.
Для разыгрывания ситуации нам нужно 4 человека, а все остальные внимательно смотрят и придумывают как разрешить ситуацию (посоветовать пути выхода).
Ситуация№1
Во время соревнований при выборе капитана команды ученики долго не могли определиться между Сашей и Колей. Большинство поддержало Сашу. Команда проиграла и Коля начал обвинять в этом Сашу. Вскоре словесный спор перерос в драку.
Ситуация№2
Алина и Юля нарисовали красивые рисунки для участия в конкурсе. Учительница положила обе работы на стол, чтобы через какое – то время определить, чья же работа лучше. На перемене Юля как бы нечаянно смяла рисунок Алины. Алина ответила тем же. Девочки поссорились.
Ситуация№3
Вову не пригласили на День рождения, который праздновал Саша. Несколько ребят, которые были на празднике, бурно обсуждали подарки, подаренные имениннику. Обидевшись на Сашу, Вова порвал его тетрадь. Началась ссора.
Ситуация №4
Валера рос обычным мальчиком. Но почему –то его однокласснику Никите не нравилось, как он разговаривает, как одевается, как общается с другими ребятами. С остальными у Валеры были хорошие отношения. После уроков, в раздевалке, Никита толкнул Валеру, начался конфликт.
В зависимости от способов разрешения конфликтных ситуаций они могут быть конструктивным и деструктивным.
Разрешение конфликта.
конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
3. А теперь предлагаю посмотреть небольшой мультфильм. Просмотр фильма «О силе единства».
Обсуждение:
- О чем этот мультфильм? (ответы)
Итак, Какова цель решения любого конфликта? (ответы)
(Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. И самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.
А сейчас я хочу предложить Вам работу в группах.
4. Работа в группах (написание мин 5 и обсуждение 10 мин)
Положительные стороны конфликта Отрицательные стороны конфликта Способы преодоления конфликтных ситуаций
Хочу предложить подумать и записать в чем же положительные и отрицательные стороны конфликты, и какие же есть способы преодоления.
У вас есть 5 минут для работы, затем будем обсуждать.
Обсуждение.
Вывод: Какими бы разнообразными ни были стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для ее конструктивного разрешения являются:
-умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами;
-желание объективно разобраться в причинах конфликта;
-готовность сдерживать свои негативные чувства;
-готовность обоих найти выход из трудной ситуации.
Необходимо делать акцент НЕ на вопрос «Кто виноват?», а на вопрос «Что делать?»
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
Заключительное слово.
В завершении нашей встречи, хочется сказать, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Подведя итог, хочется зачитать вам такую фразу «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим. (слайд)
В заключение предлагаю вам 10 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Дэйла Карнеги (памятка раздается ученикам).
1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению собеседника.
3. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.