Елена Игнатьева
Психологический практикум для родителей детей второй младшей группы «Какой он, мой ребёнок?»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я расскажу о той работе, которую проводила в нашей группе как психолог.
Одно из направлений работы психолога в детском саду – диагностика. И результаты проведённого обследования детей я вам сегодня представлю.
Но прежде чем озвучить детские результаты, я хочу с вами провести небольшую психологическую методику, которая называется колесо возможностей ребёнка.
Публикация «Психологический практикум для родителей детей второй младшей группы „Какой он, мой ребёнок?“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Я думаю, каждый из вас, родителей, стремиться понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо, а на что следует обратить внимание. В этом нам и поможет «Колесо возможностей».
Перед вами колесо, разделённое на 8 частей. Каждая часть – это определённая возможность и способность вашего ребёнка. На колесе они обозначены цифрами, а рядом расшифровка. Ваша задача – определить степень развитости того или иного качества по 10-бальной шкале. 0 – будет означать полную несформированность и неразвитость, а 10 – максимальную сформированность и развитость. Попробуем? Следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Мнение остальных не должно влиять на колесо возможностей вашего ребёнка. Теперь давайте соединим точки.
Смею предположить, что на данный момент времени ни одно колесо у нас не поедет. Будем работать над этим, будем развивать способности наших детей вместе. Вы – родители, и мы – педагоги. И тогда результат не заставить себя долго ждать.
А пока результаты детских тестов. Я диагностировала познавательные процессы. Что это? Восприятие, воображение, память, мышление, внимание. Все они настолько переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой. И от того, насколько будут развиты эти процессы у ребёнка, будут зависеть не только его школьные успехи, но и успех его развития в целом.
Какая же картина у нас на данный момент?
Сейчас я предлагаю побыть вам в роли своих детей, ну а я останусь психологом и покажу, как я строила свою работу.
- Танечка, пойдём со мной поиграем!
«Коробочка форм» (восприятие)
- В этом домике живут фигуры. У каждой – своя дверца. Найди дверцу для каждой фигурки.
- Как вы думаете, для исследования какого познавательного процесса предназначен этот тест?
Восприятие – то, как ребёнок воспринимает окружающий мир. Изучает с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Методика «Коробка форм» направлена на изучение способности ребёнка производить анализ расположения фигур в пространстве.
ДИАГРАММА- РЕЗУЛЬТАТ.
Справились все! Причём на основе зрительного соотнесения, никто не примерял, не прикладывал.
«Цветные кубики» (восприятие)
- Какой процесс? (тоже восприятие). Исследовала способность воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые. С этим всё хорошо, справились все. А вот в названии цветов ещё путаются дети, не все. Но есть такие. Поэтому результаты несколько ниже, чем по восприятию форм. Для себя я сделала пометки, кто какие цвета не знает, кто путает.
«Матрёшка» (мышление) Алёнушка, бабушка, золушка, погремушка.
Дети уже могут сравнивать предметы по форме и цвету, отличать и обобщать их по признакам. Могут использовать обобщающие понятия (к 4-м годам) : игрушки, посуда, мебель и т. д. Появляется способность анализировать и сравнивать предметы и определённые явления и даже появляются попытки дать объяснения увиденному.
Многое зависит от нас, взрослых. Именно от родителей, воспитателей ребёнок должен получать элементарную информацию о природе и быте людей.
Какой процесс? (мышление)
С помощью методики «Матрёшка» я выявляла, насколько ребёнок понимает мою инструкцию (и словесную, и наглядную, насколько у него сформировано понятие величины (самая маленькая, самая большая).
Большинство ребят понимают инструкцию, самостоятельно разбирают и собирают матрёшку. ___ % справились с заданием с моей помощью. 1 ребёнок не справился совсем.
«Разрезные картинки». Обратите внимание, что части я разложила так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение.
Оценивала сформированность наглядно-действенного мышления, насколько ребёнок владеет зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Несмотря на кажущуюся лёгкость, довольно трудное задание для ребёнка. В этом возрасте ребёнку ещё трудно разделить предмет на части, он воспринимает целый образ. Именно поэтому, когда папа приходит в костюме Деда Мороза, ребёнок его не узнаёт. Он видит целый образ, перед ним Дед Мороз и совсем неважно, что у него лицо папы.
___ % сразу узнали, что нарисовано на картинке, и верно собрали части в обоих случаях.
___ % выполнили задание путём проб.
1 ребёнок после многочисленных проб, с моей помощью всё-таки собрал картинку.
«Парные картинки» (внимание)
Какой процесс? Здесь я изучала способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах. И наблюдательность.
Активное внимание удерживается не более 7-8 минут. Поэтому и занятия в младшей группе 15 минут. Устойчивость внимания зависит от характера деятельности ребёнка и от импульсивности поведения.
Также общую осведомлённость.
___ % правильно назвали все картинки и нашли пары.
___ % не все предметы назвали.
«Угадай чего не стало?»
Что? Конечно, память. Памяти есть несколько видов. Именно этот тест изучает непроизвольную память, т. е. процесс, который происходит как бы «сам по себе». Ребёнок не ставит цель что-то запомнить.
___ % запомнили 2 игрушки
___ % запомнили 1 игрушку
В этом возрасте ребёнок запоминает то, что представляет жизненный интерес и вызывает яркие эмоции. хорошо запоминается то, что он видит и слышит много раз. (Поэтому на двери у нас цифры).
Лучше всего запоминается то, что связано с собственным движением ребёнка (двигательная память). Например, без двигательной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Тесты на этом закончились. А познавательные процессы остались. Какой процесс я не назвала?
Воображение в этом возрасте настолько слабо развито, что его не исследуют. В средней группе тоже не проводила тест, а вот с 5-ти лет ребёнок уже начинает активно фантазировать.
А вот в 3-4 года воображение носит «управляемый» характер. Т. е. воображением ребёнка можно управлять. Например, лопатка…
А теперь общие результаты по всем тестам. Как видите, очень даже неплохо. Это тот необходимый минимум, набор методик, который в плане у каждого психолога. Ну если бы я исследовала речь, эмоционально-волевую сферу (тревожность, агрессия, страхи, наверное, результаты не были бы такими радужными. Но эту диагностику я провожу по запросу. Возникнет необходимость или у вас, или у воспитателей, обращайтесь ко мне и обследование проводится индивидуально.
Ни на минуту не забываем, что ведущая деятельность ребёнка 3-4 лет – игра! Но дело не в том, что ребёнок всё время играет, а в том, что в игре развиваются все эти познавательные процессы. Хотите, чтобы ваш ребёнок быть интеллектуально, физически и психически развит – играйте с ним! А пример игр мы вам сейчас с детьми покажем. Встречайте своих малышей!