Оксана Баяшкина
Психологический познавательный проект «Дорога в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
ид проекта – познавательно-творческий.
Цель проекта – проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы
- целенаправленное воспитание у детей интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь
- обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу»
- повышение познавательной и социальной активности.
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
Публикация «Психологический познавательный проект „Дорога в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Психология школьников
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки
Задачи:
1. Развитие навыков произвольной регуляции поведения (стремление управлять собой и своими поступками, умение подчиняться правилам и нормам);
2. Развитие навыков общения со сверстниками;
3. Развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление и т. д.)
4. Развитие общей и мелкой моторики;
5. Формирование мотивационной готовности.
Актуальность
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.
Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Н. И. Гуткиной объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Участники проекта – педагог-психолог ДОУ, дети старшей группы, родители.
Образовательная область – «познавательное и психическое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – групповой.
По времени продолжения – краткосрочный
По характеру контактов - в контакте с семьей.
Место реализации - МБДОУ д/с «Алёнка» г. Кирсанова.
Ожидаемый результат:
- Повышение психологической компетентности родителей в вопросе психологической готовности детей к школе.
- Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
- Объединить всех участников преемственной связи;
-Активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
- Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Оборудование: Столы, стулья, доска, настольные игры, материалы для занятий.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности:
- Выставка сюжетных и предметных картинок на школьную тематику :
Набор картинок «Школьные помещения»;
Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б. Заходера, Н. Нищевой, Т. Федотовой).
Комплект «Скоро в школу» ( включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др. Набор картинок :«Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т. д.)
-Чтение произведений на школьную тематику :
-Яков Аким: «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
-Антон Соя: «Ёжка идёт в школу, или Приключения трёхсотлетней девочки»
-Л. Фадеева: «Мы теперь ученики»
-ГудрунМебс: «В школу! - кричат бабушка и Фридер»
- Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
- Л. Н. Толстой «Филиппок»
- А. Барто «Сережа учит уроки». ««Звонки»
- Б. Заходер «Первый урок»
- Беседа «Будь готов»
- Беседа «Вежливые слова в жизни будущего школьника»
- Познавательное занятие на тему «Скоро в школу мы пойдет» - обогащение и расширение знаний детей.
- Рисование на тему «Что я возьму с собой в школу»
- Загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о школе – обогащение словаря детей
- Д. игры «Собери портфель» - закреплять знания о названии школьных принадлежностей
«Что лишнее и почему» - активизация словаря, классификация предметов по признаку.
2. Самостоятельная игровая деятельность детей:
- Рассматривание иллюстрированных книг, сюжетных и предметных картинок на школьную тематику;
- Дидактические и настольно-печатные игры «Играем в числа», «Логический поезд», «Моя первая азбука» и другие;
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин школьных товаров», «Школа», «Семья» и другие;
3. Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей на темы: «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», «Как определить готовность ребенка к школе», «Воспитание самостоятельности у будущего школьника»
- Родительское собрание «Ваш ребенок будущий первоклассник»
6. Заключительный этап:
- Создание поделки «Цветочная полянка»
- Выставка рисунков детей «Что мне понравилось в школе»
Этапы реализации проекта
Этапы Мероприятия Сроки
Подготовительный этап. Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей старшей группы к школе.
Формирование группы «риска».
Составление цикла занятий «Дорога в школу» по подготовке детей к школе. апрель
Основной этап. Использование новых подходов и технологий в развитии:
игровые методы (подвижные, развивающие игры);
арт-терапевтические техники (свободное и тематическое рисование);
сказкотерапевтические техники (сочинение, рисование по мотивам сказок);
интеллектуальные игры и задания;
коммуникативные игры.
родительское собрание, семинары- практикумы, консультации с родителями апрель-май
Заключительный этап. Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей старшей группы к школе.
Индивидуальная консультация с родителями будущих первоклассников
Составление характеристик на детей, не достигших возраст 6,6 на 1 сентября май
ПЛАН реализации проекта
1. Работа с детьми
Вид деятельности Тема
1. Диагностика развития психических процессов детей старшей группы (сентябрь)
2. Исследование мотивационной сферы (апрель)
3. Диагностика готовности к обучению в школе (май)
Психологические занятия для детей старшей группы к школе 1. «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, внимания и речи)
2.«Все о времени» (развитие временных представлений)
3.«Развиваем внимание» (задания для подготовки к школе)
4. «Скоро в школу» (материал для диагностических и развивающих занятий)
5. «Подбери картинку» (классификация и обобщение, развитие внимания, памяти, мышления, речи)
6. «Что не подходит?» (развитие зрительного внимания, логического мышления)
7. «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие памяти и внимания, расширение кругозора)
8. «Картинка в картинке» (логическое мышление, зрительное восприятие)
9 «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления, подготовка руки к письму)
10.«Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления, подготовка руки к письму)
11. «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)
Цикл занятий «Я и школа»
12. Каким будем мой учитель?
13. Каким я буду учеником?
14. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?
15. Что я буду делать в школе?
16. Зачем мне школа?
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
2. Работа с родителями
Цели организации встреч:
1. Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
2. Активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
3. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Вид деятельности Тема сроки
Диагностика Анкета: «Значимость компонентов психологической готовности» (по мнению родителей)
Цель: проанализировать особенности родительской позиции по подготовке ребенка к обучению в школе. апрель
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка. апрель
Родительское собрание
Тема: «Ваш ребенок и его готовность к школьному обучению».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника. май
Консультация Тема: «Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста».
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей. в течение года
Памятка для родителей
«Формирование мотивационной готовности детей к школе» май
«Психолого-методические рекомендации для родителей» В течение года
«Развиваем графические умения» апрель
3. Работа с педагогами
Вид деятельности Тема сроки
Консультации Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
(по результатам психологической диагностики) октябрь
«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе» февраль