Наталья Чигирева
Психологические приёмы в работе учителя-логопеда детского сада
У детей с различными речевыми нарушениями имеются определенные психологические особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Поэтому работа логопеда должна учитывать и психологическую составляющую речевого дефекта.
Публикация «Психологические приёмы в работе учителя-логопеда детского сада» размещена в разделах
Дети с нарушениями речи часто не верят в свои возможности, не проявляют волевого усилия. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему кабинет, в котором они будут заниматься, всё, что в нем находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.
Кабинет логопеда не должен быть похож на офис. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
Один из важных элементов психологического подхода - поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, прикосновения) формах.
Занимаясь с ребенком, занимайте позицию на уровне глаз ребенка. Следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание). Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте с ним «здесь и сейчас». Думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает. Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.
Ставить ли детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено, можно ставить. Одну единственную оценку - 5, но разных размеров. Когда ребенок еще не добился никаких результатов, можно хвалить его и ставить пятерку, маленькую. Появляются первые успехи - пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: он сегодня молодец. Он доволен собой и хочет повторить получившееся упражнение.
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые, как правило, склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивости, они замкнуты и несамостоятельны в поведении и в выражении своих мыслей. Полезны упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.). Эти упражнения помогают предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.
Можно подобрать музыку, способную уравновесить нервную систему ребенка, например, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого. Правильно подобранная музыка способствует развитию умения слушать и слышать, развивает фантазию и воображение.
Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.
Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает свои возможности, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как это можно предотвратить?
Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает, надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.
Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания. И, безусловно, способ общения с каждым ребенком нужно выбирать по ситуации.
Таким образом, использование некоторых психологических приемов в работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, приводит к положительным результатам в логопедической практике.