МААМ-картинки

Психологические особенности детей 3–4 лет

Ирина Анохина
Психологические особенности детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Психологические особенности детей 3 – 4 лет

У ребёнка нет инструмента для того, чтобы анализировать происходящие события. Вследствие чего он просто не способен понять аргументы родителей: «Маме и папе нужно идти на работу, чтобы получить деньги и купить конфеты»; У ребё нка иное понимание времени: ребёнок живёт в моменте «здесь и сейчас». Это означает, что если мама оставила его в детском саду, то в психике ребё нка отражается понимание: «Мама оставила меня навсегда»;

Публикация «Психологические особенности детей 3–4 лет» размещена в разделах

В возрасте от 3 до 4 лет в своём психическом развитии ребёнок переходит от состояния «Я есть» к состоянию «Я могу». Разными способами он настаивает на своём. Это даёт ему ощущать своё могущество «Я могу» : «Я могу сказать нет, я могу нарисовать, я могу сам сделать».

В этом возрасте ребёнок говорит «Нет, не хочу, не буду. Я сам, отойди» и т. п. У родителей может создаться впечатление, что ребёнок не понимает слово «подожди, потерпи». Родителям не стоит огорчаться по этому поводу, поскольку подобные заявления ребёнка являются нормой данного возрастного периода. Если эту особенность ребёнка понимать, у родителей будут силы терпеть.

Кроме этого, ребёнку нравится наблюдать эмоции родителей. «Ор», крик для ребёнка – не наказание для него, крик родителя для ребёнка – это удовлетворение, поскольку он испытывает границы своих родителей. Если ребёнок делает что-то «нехорошее», следует делать замечание ровным и безразличным тоном.

Помимо этого, если ребёнок проявляет упрямство, то это говорит о том, что в семье между родителями нет лада, общего языка. Поэтому, профилактикой «хорошего поведения ребёнка» является установления мира, согласия, гармонии между родителями.

Новая обстановка, в которую попадает ребёнок, вызывает у него чувство страха, ощущение брошенности, бесконечного одиночества.

Чувство страха (естественное эмоциональное состояние, вызываемого у ребёнка новыми обстоятельствами и новыми людьми, в свою очередь, выполняет позитивную функцию – оно защищает психику ребёнка. Страх может выражаться различными способами : ребёнок может горько рыдать, бунтовать, пытаться убежать.

Привыкание малыша к новой обстановке зависит от того, как взрослые смогут подготовить малыша к этому периоду.

Для успешного прохождения процесса адаптации рекомендуется

• Сформировать стереотипы поведения ребёнка, близкие к распорядку дня детского сада; желательно, чтобы ребёнок умел самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться.

• Желательно вместе с ребёнком познакомиться с будущими воспитателями, рассказать им о ребёнке, о его интересах, склонностях, с чем он может играть самостоятельно.

• В первые дни желательно посещать группу по 2-3 часа, далее, в зависимости от самочувствия ребёнка, время пребывания в детском саду можно постепенно увеличить.

• Целесообразно в первые дни приводить ребёнка только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с детьми, воспитателем, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора.

Способствовать созданию у ребёнка позитивного образа воспитателя. Ребё нку можно говорить: «Какая добрая Ольга Николаевна. Она кормит рыбок» и т. п.

• Придя в детский сад, вместе с ребёнком можно подойти к игровому уголку, чтобы рассмотреть игрушки.

• Родители помогают ребёнку быстрее освоиться, поддерживая его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравиться, какие забавные игрушки».

• Для формирования у ребёнка чувства защищё нности и снижения напряжения родители могут говорить ему: «Всё будет в порядке, я обязательно за тобой приду, ты в безопасности, я люблю тебя». Ребёнок может принести свою любимую игрушку. Это создаст для ребёнка фон уверенности, обеспечит психологический комфорт.

• Можно приводить ребёнка и на вечернюю прогулку для того, чтобы обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребёнка домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече.

Кроме этого, важно

• С ребенком должен приходить тот из членов семьи, от которого ребенок уходит спокойнее.

• В период адаптации относиться к ребенку бережнее и внимательнее, ласково общаться с ним, т. к. в это время ему требуется эмоциональная поддержка.

• По возможности расширить круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх пред незнакомыми людьми. Посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, на праздниках, ходить на дни рождения друзей, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Помочь ребенку действовать с игрушками: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

• Не допускать высказывания сожалений о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.

• Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

• Не оставлять ребенка в садике дольше других детей. Он может почувствовать себя брошенным, одиноким, потерять доверие к взрослому.

• Если ребенку трудно с Вами расставаться, можно приготовить ему своего "заместителя" - какую-нибудь игрушку или вещь, с которой малыш может не расставаться в детском саду. Пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете много о том, как ваш малыш привыкает в детском саду.

• Очень важно, быть самим спокойными! Доверять сотрудникам ДОУ Ребенок все чувствует и понимает.

• Когда ребенок с Вами разговаривает, важно его внимательно выслушивать.

• Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей.

• Отправлять ребенка в сад только здоровым.

• Избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

• Обучать ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

• Подчеркивать, что ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим Вами.

Знакомство Познакомить ребёнка с помещениями групповой комнаты. Обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе. Содействовать снятию психоэмоционального напряжения. Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные. Приветствие. Проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости. Игра «Киска, Киска! Брысь!». Ритуал прощания.

Продолже-ние знакомства Обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе. Содействовать снятию психоэмоционального напряжения. Вызвать сочувствие у других детей в группе к новому ребёнку. Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные. Приветствие. Знакомство с природным уголком групповой комнаты. Беседа о комнатных растениях, рассматривание альбома «Комнатные растения».

Проигрывание эмоций счастья и радости (успокоим кошечку). Игра «Пирамидка».

Наши игрушки Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь (введение в коллектив детей). Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные. Знакомство с уголками групповой комнаты. Беседа о играх и любимых игрушках. Дети показывают какие у них есть игрушки. Проигрывание эмоций счастья и радости (покачаем кошечку). Игра «Мисочки».

Наши игрушки (продолжение) Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь (введение в коллектив детей). Перевести негативные эмоции в позитивные. Продолжение беседы о играх и любимых игрушках. Привлечь детей группы к совместной игре с новым ребёнком и проигрывание эмоций горя и печали. Проигрывание эмоций счастья и радости. Игра «Разрезные картинки».

Мы рисуем Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь. Развивать интерес к рисованию и позитивное отношение к деятельности. С помощью детей группы познакомить с материалами уголка изобразительной дея-тельности. Рисование карандашами «Солнышко и дождик». Проигрывание эмоций счастья и радости

Мы лепим Создание атмосферы психоло-гической безопасности для ребёнка. Учить взаимодейство-вать детей группы с новым ре-бёнком, оказывать ему помощь. Развивать интерес к лепке и пози-тивное отношение к деятельности. С помощью детей группы познакомить с материалами уголка изобразительной дея-тельности. Лепка «Шарики и столбики». Проигрывание эмоций счастья и радости

Разные игры Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Организовать взаимодействие с другими детьми. Развивать позитивное отношение к деятельности. С помощью детей группы познакомить с игровым уголком. Рассмотреть настольно-печатные игры. Игра «Кубики». Проигрывание эмоций счастья и радости

Любимые сказки Создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка. Организовать взаимодействие с другими детьми. Развивать позитивное отношение к деятельности.

Творческая деятельность (дети и родители) Рисование: «Волшебные краски в гостях у сказки» С помощью детей группы познакомить с книжным уголком. Рассмотреть книги и иллюстрации. Чтение сказки «Колобок» с участием детей. Проигрывание эмоций счастья и радости

февраль

Занятие № 1 Цель: знакомство пространством группы.

а) Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка собачка)

б) Экскурсия по территории

в) Игры с детьми

г) Подвижные игры

д) Прощание Игры «Солнечная карусель», «Зашагали ножки», «Пальчиковые игры» Песенка «Вот собачка, Жучка»

Упражнение «Найди игрушку»

Занятие

2 Цель: Знакомство детей с разными играми

а) Экскурсия по помещению (группе)

б) Игры с детьми: «Солнечная карусель», «Зашагали ножки», «Пальчиковые игры» и др.

в) Свободное перемещение детей и родителей по группе, знакомство с игрушками.

г) Сводные игры детей Упражнение – приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

Игра «Серенькая кошечка»

Пальчиковые игры

Занятие

3 Цель: снимать эмоциональное напряжение и агрессию, обучать детей контактам друг с другом. «В гости котик к нам пришел»

а) Приветствие.

б) Рассматривание иллюстраций (кошка- котята, игрушка; звукоподражание.

в) «Пальчиковые игры, песенка «Кошечка»

г) Двигательная активность: упражнение «Зашагали наши ножки» Песенка «Серенькая кошечка»

Потешка «Как у нашего кота…»

П/игра «Как у нашего кота»

Занятие

4 Цель: снимать эмоциональное напряжение, обучать детей контактам друг с другом. а) Приветствие. Упражнение «Кто к нам пришел?» б) Рассматривание куклы Маши. в) «Пальчиковые игры. г) Творческая деятельность «Куклины карандаши» - Познакомить детей с двумя основными цветами: желтым и красным, видеть в объектах окружающего мира. Учить понимать слова «такой», «не такой». Упражнение «Найди такой же»

Пальчиковые игры

Занятие

5 Цель: снимать эмоциональное напряжение, обучать детей контактам друг с другом. «В гости к мишке»

а) Приветствие.

б) Упражнение «Кто пришел?» (рассматривание игрушки Мишка)

в) Пальчиковые игры.

г) Двигательная деятельность - «Зашагали ножки», - «Большие и маленькие ножки»

д) Тестопластика «Это я» (отпечаток ладошки на тесте) Потешки «Мишка косолатый»

Игра «Найди Мишку»

Пальчиковая игра «Мишка»

Пальчиковые игры

Занятие

6 Цель: закрепить навыки правильного поведения и общения в группе. а) Приветствие. Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Собачка») б)Упражнение «Кто пришел?» Рассматривание игрушки - собачка в) Игры на развитие мелкой моторики «Собачка - Бобик» г) Конструирование «Башенка из кубиков для собачки» Песенка «Вот собачка пришла»

Упражнение развивающие речевую активность «Гав, гав»

Занятие

7 Цель: закрепить навыки правильного поведения и общения в группе.

а) Приветствие. б) Упражнение «Кто пришел?» в) Игры на развитие мелкой моторики г) Сенсорное развитие «Веселый мяч в гостях» - учить различать контрастные размеры (большой - маленький). Игра «Мячик маленький и большой»

Упражнение «Зашагали наши ножки»

Пальчиковые игры

Занятие

№ 8

Цель: закрепить навыки правильного поведения и общения в группе.

а) Приветствие. Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка – курочка) П/ игра «Курочка - хохлатка», «Найди курочку» б) Упражнение «Кто пришел?» в) Игры на развитие мелкой моторики

Упражнение «Большие и маленькие ножки»

П/игра «Пляшут малыши» г)

Рисование пальчиками «Зернышки для цыплят»

март

Занятие № 9

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение действовать согласованно и подстраиваться к темпу движений партнера.

а) Упражнение «Здравствуй, солнышко»

б) П/ игры «Солнышко и дождик», «Найди курочку» в) Игры на развитие мелкой моторики

г) «В гостях у солнышка» Игра «Солнечный зайчик»

Упражнение «Кап-кап, кап-кап»

Потешки

Занятие

№ 10

Цель: снимать эмоциональное напряжение, продолжать обучать детей контактам друг с другом.

а) Приветствие. Упражнение «Здравствуйте, ребята»

б) Игра развивающая речевую активность «Песня - песенка» П/ игры «Вот у нас погремушки», «Найди погремушку» в) Игры на развитие мелкой моторики Песенка «Колокольчики»

П/игра «Собираем погремушки»

Музыкальная деятельность «Погремушки - звенят»

Занятие

11 Цель: развивать коммуникативные навыки, умение действовать согласованно и подстраиваться к темпу движений партнера.

а) Приветствие. Упражнение «Здравствуйте, ребята», «Кто пришел?» (рассматривание игрушки Ежик) б) Игра развивающая речевую активность «Позовем ежика в гости» в) Игры на развитие мелкой моторики - учить детей создавать постройки, накладывая детали друг на друга и ставя их рядом. Игра «Поможем ежику одень иголки»

П/ игры «Солнышко и дождик»

Упражнение «Большие и маленькие ножки»

Пальчиковые игры

П/ игры «Найди ежика»

Конструирование «Лесенка для Ежика»

Занятие

12 Цель: закрепить навыки правильного поведения и общения в группе.

а) Игры на развитие мелкой моторики Упражнение «Здравствуйте, ребята», «Кто пришел?» (рассматривание игрушки Ежик) б) Речевое развитие А. Барто «Игрушки», «Моя лошадка» в) П/ игра «Лошадки скачут по дорожке» д) - продолжать учить детей создавать постройки из разного вида деталей строительного материала.

Пальчиковые игры

Чтение А. Барто «Игрушки»

Упражнения «Дайте, такой же»

Динамическое упражнение «Ти- ти -ти»

Конструирование «Постройка для игрушек»

Публикации по теме:

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические особенности детей 3–4 лет Психологические особенности детей 3 – 4 лет У ребёнка нет инструмента для того, чтобы анализировать происходящие события. Вследствие чего.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности детей 3–4 лет
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 10:13
+146Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анохина (УИ 341414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД