Елена Борисова
Психологические игры и упражнения для дошкольников среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Карандашик — кисточка»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженной вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку — мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» — дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» — расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
2. «Волшебник»
(С 4 ЛЕТ)
Публикация «Психологические игры и упражнения для дошкольников среднего возраста» размещена в разделах
Цель • содействовать формированию доверия в группе.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
3. «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу.» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
4. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
5. «Когда природа плачет»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.
6. «Обиженный кустик»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
8. «Стоп, кулак!»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
9. «Волшебное животное»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.
10. «Имя моей мамы похоже на.»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать повышению уважения к маме.
Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать, загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат возможность загадать имя мамы.
11. «Звериное пианино»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.
12. «Кто сильнее любит»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим. (Сашу!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
13. «Массаж чувствами»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу, подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
14. «Чьи колени?»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • содействовать формированию доверия.
Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
15. «Пусть всегда будет»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет.», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
16. «Большой круг — маленький круг»
(С 4 ЛЕТ)
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук,
Попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.
17. «Вулкан»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
18. «Мягкое сердце»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек, они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.
19. «Бросок любви»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
20. «Мыльные пузыри»
(С 4 ЛЕТ)
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.