МААМ-картинки

Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи

Лада Нифонтова
Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи

Анализируя различные определения понятия «страх», можно прийти к выводу о том, что в них присутствует своеобразная амбивалентность, т. е. схожесть и противоречивость взглядов. Приведем некоторые из них.

З. Фрейд – «Страх – реакция на конкретную опасность».

«Страх – это подавляемое желание», т. е. страхи являются симптомами, которые символически замещают когда-то нереализованное, но желаемое действие, а возникают они вследствие того, что больной прежде испытал напряженное, аффективно окрашенное влечение.

Публикация «Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи» размещена в разделах

«Страх детей первоначально является только выражением того, что им не хватает любимого человека; поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхами; они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека.. .»

«. .. к страхам склонны дети с очень сильным или преждевременно развитым, или, благодаря изнеженности, ставшим слишком требовательным сексуальным влечением. Дитя ведет себя при этом как взрослый, превращая свое либидо в страх. .».

«. .. Невротический страх происходит из либидо, представляет собой продукт его превращения».

«Свободный страх – безотчетное чувство тревоги, страх не нашедший своего объекта».

А. Г. Маклаков:

«Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или возможной опасности». [20,396]

В. А. Симиченко:

«Страх – переживание, вызываемое получением прямой или опосредованной информации о реальной или воображаемой опасности, ожиданием и предсказанием неудачи при совершении действия, обусловленного возникшей ситуацией».

М. И. Нитруца, А. Н. Нагнибеда – «Страх – это отрицательная эмоция, вызывающая внутреннее напряжение, сопровождаемая ожиданием устрашающих событий, действий.

А. И. Нахимовский – «Страх – это отрицательная эмоция, связанная с реальной или мнимой угрозой непосредственному благополучию или самой жизни».

Е. Е. Соколова – «Страх – аффективное состояние ожидания какой – либо опасности».

С. Ю. Головин – «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности».

А. И. Захаров – «Страх – критическое эмоциональное состояние, основанное на инстинктах самосохранения, он имеет защитный характер и сопровождается определенными физическими изменениями высшей нервной деятельности».

К. Э. Изард – «Страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».

Существуют и другие определения понятия «страх», но ясно, что эталонного определения, что же такое «страх» нет. Его представляют как переживание, и как аффективное состояние, и как критическое эмоциональное состояние, и как отрицательную эмоцию. И все же в большинстве своем принято считать, что страх – это эмоция, причем эмоция по своей модальности отрицательная и являющаяся по своей природе фундаментальной (базовой, первичной).

Причем если не все, то подавляющее большинство исследователей связывают появление страха с наличием некой угрозы – реальной или воображаемой.

Во – первых, источниками страха, следуя основным концепциям психоанализа, могут являться:

- «травма рождения» - глубоко захороненная память человека о тех психических испытаниях, которые он испытал во внутриутробном состоянии, при прохождении родового канала и вплоть до 7-х суток жизни уже новорожденным. В последующем эти пережитые страхи и тревоги могут репродуцироваться в определенной жизненной ситуации и «всплыть на поверхность»;

- архетипы бессознательного, как инструмент защитных сил организма;

- неосознаваемые травматические ситуации прошлого;

- оценивание, прогнозирование какого-либо ущерба, в соответствии с личностной шкалой ценностей, как следствие когнитивных процессов личностного роста.

Во – вторых, опираясь на теории Джеймса Ланге и Кеннона Барда, подкрепленные и развитые Линдсейем Хеббом в своих электрофизиологических исследованиях (активационная теория, можно с определенной долей уверенности утверждать, что, воздействуя на характер восприятия ребенком того или иного внешнего раздражителя ЦНС (угрожающего фактора, как эмоционального стимула, мы можем корректировать влияние ретикулярной формации нижней части головного мозга на уровень активности нервной системы организма. Тем самым мы можем изменять динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

В – третьих, через изменение восприятия, влияя на «архетипы» ребенка, как динамические структуры бессознательного, мы можем влиять на результат сравнения – оценивая степени угрозы в коре головного мозга и как следствие снижать уровень страха у клиента.

В – четвертых, признавая существование «архетипов», как элемента структуры сознания человека, которые выступают в роли ситуативных, ориентирующих «эталонов» или «штампов», обуславливающих, в том числе, поведенческие реакции субъекта, можно ожидать, что будучи подвержены динамическим изменениям сами, они будут влиять на поведенческие реакции как таковые, снижая уровень тревожности, тревоги и самого страха.

В – пятых, учитывая образно – символический тип человеческого мышления, представляется целесообразным и эффективным использование при коррекции страхов десенсибилизирующих методов через влияние на 2-ю сигнальную систему посредством слова в виде метафоры – сравнения, поскольку слово является сигналом для возникновения чувств и эмоций; форма метафоры наиболее доступна для детского восприятия.

Обратимся к международной классификации психических расстройств.

Принятая в 1960 г., на основе анализа возможных причин заболеваний, она выделяла:

1. неврозы, как следствие внутреннего психологического конфликта;

2. органические психозы, как проявления органических аномалий нервной системы;

3. функциональные психозы (физиологическая основа неизвестна).

Единое руководство по диагностике психических нарушений, принятое в 1980 г., классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения.

Согласно этому руководству, страхи относятся к группе тяжелых психических расстройств, в которой выделяют:

- расстройства детского и подросткового возраста;

- функциональные расстройства (ФР).

Применительно к функциональным расстройствам страхи рассматриваются как тревожные состояния (неврозы) и подразделяются на:

- панические расстройства;

- фобии;

- психоастенические расстройства.

Такие формы проявления страхов являются более устойчивыми и часто повторяющимися и рассматриваются как серьезные заболевания, а, следовательно, лечение их подразумевает глубокое психотерапевтическое воздействие, вплоть до медикаментозного.

Различные опросы у разных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что внешне физически здоровым детям свойственны страхи, которые вышеуказанная классификация относит к функциональным расстройствам. Это такие страхи как : страх высоты, замкнутого пространства, животных, темноты и т. п. Но, в отличие от функциональных расстройств страх у физически здоровых детей не носит характер невроза навязчивых состояний, когда ребенок страдает от самого ожидания страшной для него ситуации, хотя реальная психотравмирующая ситуация может быть в отдаленной перспективе или вообще не наступить. А. И. Нахимовский страхи выделяет как отдельное расстройство – невроз страха – такое состояние, когда страх стабильно вызывается конкретными психотравмирующими ситуациями. Нет ситуации – нет страха.

В. В. Шишков развивая эту тему, говорит о наличии часто банальных страхов у детей 3-5-6 лет (темноты, волка, Бабы Яги и т. п., которые сопутствуют нормальному развитию и явились следствием похода в зоопарк, просмотра мультфильма и т. п. Эти страхи впоследствии могут привести к развитию невроза, поэтому их тоже надо корректировать. Но для нас важна более детальная классификация детских страхов, рассмотрение страха как психического явления.

Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день подходы в этом направлении.

1. Первое, и самое главное, это разделение страхов по принципу происхождения на врожденные и приобретенные.

2. Далее можно отметить разделение страхов по силе и устойчивости влияния на психическое состояние личности.

Это могут быть:

- Ситуативные страхи – реактивные состояния, возникающие одномоментно как реакция на определенный объект угрозы, травмирующую ситуацию. Это банальные страхи, не имеющие невротической навязчивости.

- Невроз страха – страх вызывается стабильно конкретным объектом угрозы. Здесь еще нет невротической навязчивости, но уже есть конкретный стабильный источник страха, который в дальнейшем может невротизировать психику ребенка.

- Неврозы навязчивых состояний (тревожные состояния). Это иррациональные, навязчивые, сильные страхи. Они могут быть в свою очередь:

а) Паническое расстройство – общий страх, ужас вне связи с конкретным объектом, ситуацией.

б) Фобии – иррациональная, сильно окрашенная боязнь чего-либо (пространство, высота).

в) Психоастенические расстройства – навязчивые сомнения, страхи, тревоги.

3. По типу направленности страх можно разделить как :

а) Личностный - страх за себя.

б) Социальный – адаптационная неуверенность.

4. По степени реальности угрозы:

а) Воображаемый (фантазии);

б) Реальный (объект существует).

5. По типу объекта страха рассматривают различные возрастные группы и возрастные страхи.

Возрастные страхи

№п/п Возрастной период Объект страха

1 рождение – 6 мес. Звук, шум, свет и т. п.

2 7 мес. - 1 год Незнакомые люди, смена обстановки, высота, отверстия и т. п.

3 1год-2 года Неудовлетворение важных функциональных потребностей (сон, еда, тепло и т. п., жесткий тон родителей, отсутствие матери.

4 7-9 месяцев Незнакомые люди, физические травмы.

5 2-3 года Страх наказания, ночные кошмары, большие угрожающие объекты.

6 3-5 лет Понятие «мы» - социальные страхи, страх одиночества, отсутствие любви и заботы, боязнь замкнутого пространства.

7 5-7 лет Страх нереализации, страх будущего, страх стихии, страх темноты и др.

8 7-11 лет Школьные фобии, страх примет, социальные страхи, страх сверстников.

9 11-16 лет Страх некрасивости, страх смерти.

10 с 16 лет Статусно – перспективные страхи (кем быть, как жить, реальные страхи.

Вывод: Знание классификации страхов необходимо в практической работе логопеда, психолога по коррекции страха для того, чтобы четко представлять себе, с каким страхом он имеет дело и более осознанно выбирать направления и способы коррекции, ориентируясь на конкретные конечные цели своей работы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего — то боится: темноты, грома, собак — тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Детские страхи. Консультация для родителей Кaждому из нaс с дeтствa знaкомо чувство стрaхa. Стрaх-это нормaльнaя зaщитнaя рeaкция нa угрозу в том или ином видe. В нормaльной, eстeствeнной.

Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи» Портрет тревожного ребенка: - В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти.

Консультация для родителей «Детские страхи» Консультация для родителей «Детские страхи». Каждый человек, когда – либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие.

Консультация для родителей «Детские страхи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Трусишка зайка серенький». Уважаемые родители, а известно ли вам, что нередко вы сами виноваты в том, что ребёнок.

Теоретические аспекты и принципы патриотического воспитания дошкольников в научно-педагогической литературе В прoекте «Национальная дoктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС Основные принципы дошкольного образования: • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,.

Консультация для воспитателей «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе» Начало школьного обучения – это закономерный и естественный переход ребёнка на более высокую ступень психического развития. В дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи
Опубликовано: 24 января 2016 в 12:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД