Марина Агошкова
Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и провела
Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739
Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации
Тема: «Будем знакомы!»
Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом. Самораскрытие участников, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.
Задачи:
*Помочь участникам лучше узнать друг друга.
*Сократить дистанцию в общении.
Публикация «Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации „Будем знакомы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
*Снять тревожность.
*Сплотить группу через совместную деятельность.
План занятия:
1. Приветствие. «Имя по кругу»
2. Разминка «Поменяйтесь местами»
3. Принятие правил группы.
4. Творческое задание- изготовление визиток- бейджиков.
5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».
6. Деление на группы (по сборке пазлов).
7. Творческое задание «Девиз группы».
8. Упражнение – драматизация «Кинофильм»
9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
10. Релаксация «Цветок в ладошках»
11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей)
12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи».
14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья»
Ход занятий:
Вступление ведущего:
Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.
1. Приветствие «Имя по кругу»
Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности,которым занимаются.
2. Разминка «Поменяйтесь местами»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, носит часы и т. п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, поменяются местами те, кто:
работает всю жизнь в одном учреждении;
работает в настоящее время по новой программе;
любит свою работу;
работает педагогом уже больше 10 лет;
мечтал быть педагогом с детства и т. д.
первый раз участвует в тренинге
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.
3. Принятие правил группы:
Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны –топают ногами.
- Открытое общение
-Активность и юмор
-Безоценочное суждение
-Добровольное участие
-Здесь и сейчас
4. Творческое задание «Изготовление визиток- бейджиков»
Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши.
5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»
Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.
6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы)
Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом они делятся на 3 команды.
7. Творческое задание «Девиз группы».
Группам предлагаются рифмы, используя их они придумывают девиз
*Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
*Стакан. Банан. Карман. Обман.
*Бег. Век. Снег. Человек.
8. Упражнение-драматизация «Кинофильм»
Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:
1. Американской – фильм ужасов с юмором.
2. Французской - романтическая комедия.
3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.
15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?
9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2 задания,подготовка 5 минут
африканские аборигены,
индийские йоги,
кавказские горцы,
оленеводы Чукотки,
индейцы племени апачи,
английские джентельмены
Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.
10. Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
11. Творческое задание «Прекрасный сад»
Описание упражнения : Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения : оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до.»
Ведущий: «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и т. д. Игра проходит быстро и весело.
13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».
Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив» : все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали.
14. Расставание «Счастья, удачи, …»
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.
Список литературы:
1. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с. 143с.
2. Копытин А. ,Корт Б. Техники аналитической арт-терапии. Санкт-Петербург,2007.-144с.
3. Непопалов В. Основы конфликтного поведения. Москва,2003.-71с.
4. Самоукина Н. Игры в школе и дома. Ярославль. 2004.-208с.
5. Фопель К. С головы до пят. Москва,2005.-143с.
Тезисы к проведению психологических игр и упражнений с педагогами.
Актуальным направлением в работе педагога-психолога является сплочение педагогического коллектива, поддержка и раскрепощение молодых специалистов, новых сотрудников, особенно в начале учебного года. Предлагаемые упражнения могут использоваться психологами образовательных организаций, как внутри учреждения, так и на выездных семинарах, методических объединениях, мастер - классах, когда возникает необходимость в снятии барьеров в общении и раскрепощении коллектива. Сплочение коллектива происходит через совместные игры и упражнения, которые проходят в непринужденной форме. Они помогают познакомиться и раскрыться участникам занятия, проявить инициативу и индивидуальность, а также способствуют успешной адаптации новых членов коллектива. Арт - терапевтические и творческие задания помогают открытию внутренних ресурсов участников, развивают коммуникативные навыки. Сценарий занятия можно корректировать, дополнять в зависимости от поставленных целей