Аничка Айрапетян
Психологическая природа детских жалоб
▼ Скачать + Заказать документы
При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба – это обращение ребенка ко взрослому по собственной инициативе. Ребенок нуждается во взрослом.
* Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев – о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.
* В жалобе выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки.
Публикация «Психологическая природа детских жалоб» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
* Жалоба, пусть в разной степени, но, как правило, эмоционально окрашена. Это свидетельствует о значимости для ребенка того, что побуждает его к жалобе.
* Жалоба дошкольника взрослому – это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, и прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми.
* Жалуясь взрослому, дошкольник ищет у него сочувствия и сопереживания. И оно дает детям очень многое: и признание взрослым его чувств (I тип жалоб); и утешение малышу при одинаковом с ним отношении взрослого к обидчику (I тип); и помощь взрослого в ситуации, которую ребенок сам разрешить не может (II тип); и самое главное – уточнение, а порой и постижение того, по каким правилам и нормам взаимоотношений с окружающими людьми надо жить (все типы жалоб, и особенно III и IV тип). Правда, в последнем случае (IV тип) это постижение часто совершается в парадоксальной форме: чтоб не быть плохим, отмежеваться от этого, или указать на недостатки другого. Однако – это все-таки постижение норм и правил человеческих взаимоотношений, овладение ребенком социальным опытом в этой сфере. Совершается оно путем соотнесения ребенком своего отношения к ситуациям и людям с отношением к ним взрослого. Совпадение их при сопереживании взрослого ребенку и является для дошкольника компасом в сложном мире людей.
Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому.
Если в жалобе ребенка выражается тяжелое переживание им ситуации, которую он сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания ребенка связаны с взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослого дошкольник постигает нормы нравственности и морали – то оставлять без внимания ребенка и его трудности просто нельзя.
В одних случаях – достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких.
В других – следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к “доносам”.
В третьих – помочь организовать взаимодействие со сверстниками.
Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми.
Взрослый должен принять участие в жалующемся ребенке. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.