Софья Бисилова
Психологическая подготовка ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Публикация «Психологическая подготовка ребёнка к школе» размещена в разделах
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, развития психических процессов и личности.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность.
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности [1, С 55].
Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
• дифференцированное восприятие;
• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
• логическое запоминание;
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций [4, С 79].
Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкой способностью установления взаимоотношений с другими детьми, войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [1, С 112].
Нами разрабатывается пособие, предназначенное не только для психологов, но и для всех взрослых, т. е. родителей, воспитателей детских учреждений, не имеющих специального психологического образования, которых интересует внутренний мир ребенка.
Пользуясь материалами, представленными в этом пособии, можно продиагностировать уровень развития ребенка, а также скорректировать и развить познавательные процессы. Следует отметить большинство, кроме разработанных нами методик, адаптировано, сохранив при этом авторские классические критерии написания.
Здесь же мы предлагаем некоторые рекомендации из нашего пособия по диагностике и развитию познавательных процессов дошкольников :
1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 5 - 10 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества — какого - то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.
2. Необходимо блюсти строго инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный результат будет ошибочным.
3. По данным только одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности ребенка. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, и хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.
6. Никогда нельзя пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — результаты будут не достоверны. Стараться также не упоминать, что ребенок диагностируется, проверяется. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, Б. С. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. – М. : «Граф Пресс», 2002. -136 с.
2. Вьюновая, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психолого-педагогические основы. Учебное пособие для студентов вузов. – М. : Академический проект, 2003. – 256 с.
3. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога - / серия «Справочники». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. – 384с.
4. Чейпи, Дж. Готовность к школе : как родители могут подготовить ребенка к успешному обучению в школе. – М. : Педагогика Пресс, 1992. -128 с.