Татьяна Белякова
Психологическая подготовка дошкольников к обучению в общеобразовательной организации, структура и особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Существенное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении (далее школа). Ребёнок при поступлении, должен достичь определённого уровня в умственном, эмоционально – волевом и личностном развитиях, должен иметь определённые социальные навыки и должен быть подготовлен в физическом плане [цит. по: 1].
Темочки:
Несмотря на то, что этой задаче уделяется большое внимание самыми разными специалистами, а именно: психологами, педагогами, логопедами, гигиенистами, педиатрами, как в отечественной, так и в зарубежной практике, до сих пор не выработано четкого определения школьной зрелости, также как не установлены надежные и четкие критерии этой готовности [2, c. 40-41].
Готовность к школьному обучению - это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В психологии есть много вариантов пониманий психологической готовности к обучению. Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцева, Й. Шванцара предлагают различные структуры готовности к школьному обучению, из которых можно выделить определенные компоненты, каждый из которых будет иметь свой вес в успешности учебной деятельности и в благополучной адаптации к школьным условиям.
Д. Б. Эльконин на первое место ставит сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, а именно умение ребенка ориентироваться, подчинять свои действия правилам, слушать и работать по образцу.
По мнению Л. И. Божович, существует несколько параметров психического развития, которые могут сильно повлиять на успешность обучения. К ним относят: определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает познавательные и социальные мотивы, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Советские исследователи также подчеркивают, что готовность к школе представляет собой многокомпонентное образование. Этот подход появился с подачи Л. И. Божович, которая определяла готовность как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, сформировавшийся механизм произвольной регуляции познавательной деятельности, готовность к социальной позиции школьника.
А. Запорожец также разделял данную точку зрения, отмечая, что готовность к школе – это целостная система взаимосвязанных личностных качеств, которые включают в себя мотивацию, уровень развития познавательной, аналитикосинтетической деятельности, механизмов волевой регуляции действий и др. [3, c. 56].
При этом отличительными особенностями подхода советских психологов к данной проблеме следует считать выделение ими мотивационной и социальной сфер личности как ведущих в плане формирования готовности. «Социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создают готовность к школе» [2, c. 41]. Ту же позицию разделяют многие другие исследователи: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер.
Господствующим является представление о том, что проблема готовности к школе является многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности [4, c. 46].
Нельзя не согласиться со мнением Й. Шванцара, который выделяет умственные, социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.
Наиболее современный подход психологической готовности можно обнаружить в работе Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Щадрикова. Они рассматривают психологическую готовность как структуру, состоящую из учебно-важных качеств. Так как данные качества формируются на начальном этапе обучения, успешность усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей и от наличия стартовой готовности к обучению в школе.
Обобщая точки зрения авторов, компоненты психологической готовности к школьному образованию включают: личностную готовность, интеллектуальную готовность, эмоционально - волевую готовность и социально - психологическую или коммуникативную готовность.
Личностная готовность ребенка предполагает наличие у него выраженного интереса к обучению, к получению новой информации, приобретению новых умений и навыков.
Л. И. Божович и Д. Б. Эльконин главное место в структуре личностной готовности отводят сформированности «внутренней позиции школьника» (см. приложение А, то есть представления о себе, как о будущем школьнике, принятия новых обязанностей, связанных с новым социальным статусом [цит. по: 5].
Данный вид готовности к школе обусловливает готовность к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе; для ее выработки необходимо правильно подавать информацию о школе.
Таким образом, личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
Помимо отношения к учебному процессу, ребенку важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Поскольку учебная деятельность – это коллективная деятельность, то ребенок должен научиться деловому общению с другими детьми, уметь успешно взаимодействовать с ними, выполняя учебные действия.
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, успеваемости, поведению. Если самооценка школьника завышена и не дифференцирована, невозможно говорить о личностной готовности к обучению.
Интеллектуальная готовность ребенка связана с развитием мыслительных процессов: умением сравнивать, обобщать и классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы. Еще интеллектуальная готовность предполагает соответствующее речевое развитие и познавательное развитие, формирование у ребенка начальных способностей в области образовательной деятельности.
Интеллектуальную готовность ребенка к школе обусловливают: определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде и т. д. ; достаточный уровень развития познавательных процессов: развитое умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, который обусловлен достижением у дошкольника высших форм наглядно-образного мышления (ребенок должен уметь вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности); специальные умения, характерные для учебной деятельности: умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности (способность удивляться и искать причины замеченной перемены); умение находить новые свойства предметов, замечать их свойство и развитие [6, с. 165].
К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития ребенка является сформированность образного и основ словесно - логического мышления.
Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие мышления.
Эмоционально – волевая готовность ребенка к школе подразумевает достаточно развитые нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, сформированность эмоциональных свойств личности, а также предполагает наличие мотивационной готовности и произвольности поведения.
Произвольность поведения появляется из сюжетно – ролевой игры и выражает в себе умение ребенка управлять своим поведением. Д. Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, указав следующие параметры: умение детей сознательно соблюдать правильность своих действий; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и выполнять задания; умение самостоятельно выполнить необходимую задачу по образцу.
Мотивационная готовность выражается в соподчинении мотивов, наличия в поведении общественных и моральных мотивов, а также в умение ребенка действовать по инструкции взрослого, умении подчинять свои действия правилу, в возникновении иерархии мотивов, и их соподчинении.
Развитие эмоционально - волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. Показателем такой готовности являются действия такого понятия, как соподчинение мотивов, согласно которым ребенок имеет возможность контролировать свое поведением. В то же время основные компоненты волевого действия (поставка цели, принятие решения, составление плана действий, его реализация и оценка результатов) еще не окончательно развиты и во многом определяются сложностью и продолжительностью выполнения задания.
Социально - психологическая или коммуникативная готовность проявляется в следовании социально приемлемым нормам поведения и общения с взрослыми и сверстниками. Умение общаться со сверстниками поможет ребенку включиться в совместную работу на уроке.
По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Соблюдение социально приемлемых стандартов поведения становится важным для ребенка, особенно если оно поддерживается положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Все эти предпосылки создают основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых для успешного освоения программного материала, развития позитивных качеств его личности [цит. по 7].
Все рассмотренные структурные компоненты психологической готовности достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться.
В целом же можно заключить, что во многом развитие всех указанных компонентов школьной готовности зависит от степени восприимчивости ребенка к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил.
1. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе включает в себя такие составляющие, как: интеллектуальную готовность, личностную готовность, эмоционально - волевую и социально – психологическую готовности.
2. Интеллектуальную готовность ребенка к школе обусловливают: определенный кругозор, запас конкретных знаний; достаточный уровень развития познавательных процессов.
3. Личностную готовность к школе считают готовностью к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
4. Эмоционально - волевую готовность ребенка к школе определяют: способность ребенка ставить цели и достигать их; развитый уровень произвольности движений; развитие дисциплинированности, организованности. Формирование структуры личностной саморегуляции определяется развитием эмоционально-ценностной стороны личности, которая сопровождается формированием следующих процессов: соподчинения мотивов, произвольности поведения и эмоциональных проявлений, «внутренних этических инстанций», эмоциональной децентрации. Эти процессы во многом определяют нравственную сторону готовности к школьному обучению.
Список используемых источников:
1. Савина Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
2. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? /Дошкольное воспитание. – 2012. № 8. с. 66 - 74.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. М. : Сфера, 2011. 208 с.
4. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. Учебное издание Издательство "ФЛИНТА", 2015 с. 54
5. Шипова Л. В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» 2015
6. Ратинова, Н. А. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 2011. – 159 с.
7. Литовкина А. В., Еремина О. Н., Хайминова А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 705-707. — URL https://moluch.ru/archive/101/22714/ ( дата обращения: 14.12.2019).