Ершова Ольга
Психологическая поддержка воспитанников ДОУ как актуальная тенденция развития современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ершова Ольга Георгиевна, педагог-психолог
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №410»
г. Нижний Новгород
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Психологическая поддержка воспитанников ДОУ как актуальная тенденция развития современного дошкольного образования» размещена в разделах
Аннотация: в данной статье автор повествует об особенностях психологической поддержки воспитанников. Психологическая поддержка способствует сохранению, укреплению эмоционального здоровья воспитанников, их саморазвитию, самореализации. Иначе говоря, психологическая поддержка является фактором повышения социализации дошкольников. Статья предназначена к изучению работниками дошкольного образования, проводящими образовательную деятельность с детьми.
Ключевые слова: психологическая поддержка воспитанников, благоприятная атмосфера, эмоциональные ситуации, эмоциональный интеллект, атмосфера взаимопонимания и уважения, индивидуальные потребности.
Психологическая поддержка воспитанников детского сада приобретает особую актуальность, так как обеспечение психологической безопасности дошкольного детства составляет одну из задач организаций дошкольного образования. Между тем дети в современном мире сталкиваются с рядом изменений и стрессовых ситуаций, которые могут негативно сказываться на их психическом состоянии. Знание психологических особенностей детей дошкольного возраста поможет воспитателю правильно выстроить работу с ними. У детей дошкольного возраста возникают новообразования, меняется их отношение к окружающим, формируется самооценка, однако эти изменения могут вызывать неуверенность, страх, тревогу [1, с. 123].
Поддержка психолога и воспитателя поможет им справиться с этими эмоциями, разобраться в своих чувствах и научиться эффективно справляться с проблемами. Одной из основных задач психологической поддержки воспитанников детского сада является создание благоприятной атмосферы, где дети ощущают себя защищенными и комфортно. Педагоги должны уметь распознавать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние детей, помогать им справляться с трудностями и стрессами.
Психологическая поддержка может включать в себя такие меры, как проведение индивидуальных бесед с детьми, игровые занятия, групповые психологические тренинги, создание специальных режимов работы для детей с особыми потребностями, консультирование родителей. Важно также учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети еще только начинают формировать свое личностное «Я», поэтому особенно важно уделять внимание их эмоциональной и социальной сферам. Дети могут переживать эмоциональные ситуации гораздо интенсивнее, чем взрослые, и им может быть трудно справиться с негативными эмоциями. Воспитателям следует учить детей выражать свои чувства, развивать их эмоциональный интеллект [2, с. 63].
Знание психологических особенностей детей поможет воспитателям и педагогам более глубоко понять их потребности и проблемы. Это позволит им более эффективно вести работу с воспитанниками и обеспечивать им психологическую безопасность, что, в свою очередь, содействует их полноценному развитию и дальнейшей успешной адаптации в обществе. Очень важно создавать положительный эмоциональный климат в группе детского сада. Это достигается такими приемами, как доброжелательное отношение ко все детям, поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, использование похвалы и поощрений детей, смена видов детской деятельности, проведение физкультминуток на занятиях, использование психогимнастики.
Такие приемы, как доброжелательное отношение ко всем детям, позволяют создать атмосферу взаимопонимания и уважения в группе. Важно проявлять интерес к каждому ребенку, быть внимательным к его потребностям и достижениям. Через похвалу и поощрение детей можно усилить их мотивацию к познанию и саморазвитию. Проведение физкультминуток позволяет детям размяться, активизироваться и отдохнуть от учебной нагрузки. Психогимнастика, в свою очередь, помогает улучшить эмоциональное состояние детей, снять стресс и напряжение. Все эти приемы в совокупности способствуют формированию положительного эмоционального климата в группе детского сада, что важно для успешного развития каждого ребенка.
Также педагоги должны создавать условия для развития позитивного самоощущения у детей, поощрять их достижения, поддерживать дружелюбные отношения между ребятами. Они должны быть готовы к общению с детьми, слушать их и быть открытыми для выражения эмоций и переживаний.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои индивидуальные потребности. Педагоги должны быть готовы адаптировать свои методики и подходы к каждому ребенку, чтобы создать ему благоприятную обстановку.
Современный педагог должен использовать личностно-ориентированное обучение, стремится к развитию личности ребенка, раскрытию его возможностей, талантов, способствуя становлению самосознания, развитию его эмоционально-волевой сферы.
Находясь рядом с детьми, педагог создает условия для налаживания положительных взаимоотношений между всеми одногруппниками, а именно: своим поведением демонстрирует уважительное отношение к ним; привлекает внимание к ощущению настроения друг друга, собственным примером и предложениями побуждает детей к проявлению сочувствия, сострадания, эмпатии, чувства радости за другого.
Также педагог стимулирует развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков: сотрудничества, коллективного решения проблем, адаптации к новым условиям, общения и эмоциональной саморегуляции.
Современный педагог активно использует интерактивные методы обучения, которые способствуют активной и непосредственной вовлеченности детей в образовательный процесс. Он создает ситуации, где ребенок может самостоятельно искать решения, совершать ошибки и из них учиться.
Важным аспектом современного педагога является развитие творческих способностей ребенка. Он предлагает различные виды деятельности, где дети могут проявить свою индивидуальность и воображение. Педагог создает условия для развития творческого мышления, самостоятельности и инициативы у детей.
Современный педагог также учитывает различия в индивидуальных образовательных потребностях детей. Он адаптирует программу обучения и методы работы, чтобы каждый ребенок мог получить максимальную пользу от образовательного процесса.
Воспитатель должен создать условия для психологической безопасности и разностороннего развития личности ребенка, в то же время способствуя его самореализации и успешной адаптации в нынешнем обществе.
Психологическая поддержка также должна включать сотрудничество с родителями. Педагоги могут проводить консультации для родителей, участвовать в совместных родительских собраниях и встречах. Они должны быть готовы слушать родительскую точку зрения и сотрудничать с ними для достижения общих целей в воспитании и развитии ребенка. Все эти меры направлены на создание безопасной и благоприятной атмосферы, где дети могут найти понимание, поддержку и помощь в преодолении трудностей. Психологическая поддержка, влияя на полноценное и гармоничное развитие детей, является важной частью организации эффективного образовательного процесса в детском саду.
Психологическая поддержка также важна для воспитателей и педагогов, которые могут сталкиваться с проблемами взаимодействия с детьми, поддержкой их эмоционального состояния и решением конфликтов. Психологические консультации и тренинги помогут им развивать эмоционально-волевые качества и улучшить свои навыки в работе с детьми.
Завершая повествование, отметим, что все это позволяет создать благоприятную, а значит поддерживающую атмосферу для развития детей и помогает им стать эмоционально устойчивыми, самостоятельными и успешными в будущем. Поэтому, психологическая поддержка воспитанников детского сада становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса в детском саду, что будет являться показателем его качества.
Список использованных источников
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 195 с.
2. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 425 с.