Елена Смурова
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д.
Публикация «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе» размещена в разделах
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников
Выделяют три аспекта школьной зрелости:
• Социальная готовность.
• Интеллектуальная зрелость.
• Эмоциональная зрелость.
Социальная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Интеллектуальная зрелость - предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры и фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также тонких движений руки и координацию).
Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Роль педагога - психолога важна в развитии практически всех аспектов готовности к школе.
Поступление в школу является ответственным моментом не только для детей, но и для их родителей. Родители часто недооценивают роль познавательных процессов в развитии дошкольника, ориентируясь в основном на формирование умений читать, считать, писать. Поэтому основные трудности у ребенка в школе заключаются в невнимательности, несобранности, отвлекаемости.
Один из основных принципов дошкольного образования - сотрудничество организации с семьей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из важных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы и требований, предъявляемых к дошкольному образованию, в нашем детском саду педагогом-психологом организуются совместные детско-родительские встречи.
Важно своевременно установить сотрудничество в вопросах подготовки ребенка к школе, а также подготовить родителей к принятию новой социальной роли – «родителя ученика»
[b]Основная цель данных встреч: [/b]формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Совместная деятельность ребенка и взрослого выступает в качестве основы психологического благополучия ребенка и успешной адаптации в школе. Данные встречи служат базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности детей к школе, снижению уровня тревожности у детей и взрослых. Ценность этой формы работы и в том, что семья может подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать творческий и умственный потенциал. Основная технология, используемая в данном виде деятельности – игровая, поскольку игра является одной из ведущих видов деятельности дошкольника. Кроме того проведение данных занятий с семьей очень нравится детям и их родителям.
В работе используются следующие виды игр:
- игра-приветствие - направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.
- задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.
Картотека игр используемых в работе детско-родительских групп.
[/b]
1. Игра «Птица – не птица».
Цель игры: развитие слухового внимания; быстроты реакции.
Оборудование: стихотворение «Прилетели птицы»
Описание игры.
Педагог-психолог зачитывает стихотворение «Прилетели птицы», в котором перечисляет животных, птиц, а также различные предметы.
Задача участников: если он называет птицу, необходимо развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет или животное - присесть.
2. Упражнение «Угадай звук».
Цель: развитие слухового восприятия детей, развитие фонематического слуха, логического мышления, внимания.
Материал: по количеству детей: карточки с изображением животных, растений, предметов быта, в которых есть звук «р», картон голубого, желтого и зеленого цвета.
Оборудование: по количеству детей: клей, ножницы.
Описание иг
ры. [/b]
У каждого ребенка есть две карточки с изображением животных, предметов быта, растений, в которых есть звук «р». Ребятам необходимо вырезать и наклеить эти предметы следующим образом:
Если звук «р» стоит в начале – клеим картинку на желтый картон;
Если звук «р» стоит в середине – клеим картинку на зеленый картон;
Если звук «р» стоит в конце слова - картинка наклеивается на голубой картон.
Примечание. По мере необходимости взрослые помогают детям выполнить задание.
3. «Упражнение «Будь внимательным».
Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
Материал: по количеству детей: карточка – таблица, где изображено 9 предметов; карточка, где изображено 12 предметов/
Оборудование: по количеству детей: простой карандаш
Описание иг
ры. [/b]
Детям предлагается рассмотреть предметы в карточке-таблице. Педагог-психолог считает до 5. После этого родители закрывают карточку, а дети должны вспомнить, что видели, и во второй карточке обвести те картинки, которых изначально не было.
4. «Дорисуй фигуру».
Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки, мышления.
Оборудование: по количеству участников: фломастеры.
Материалы: по количеству участников: карточка с изображением облаков.
Описание иг
ры. [/b]
У каждого участника на столе лежит карточка с недорисованными облачками. Педагог-психолог предлагает попробовать дорисовать их, чтобы получились какие-нибудь предметы.
5. «Разбей на части».
Цель: развитие мыслительных операций (классификации, обобщения, восприятия формы, цвета, размера.
Оборудование: по количеству детей: геометрические фигуры разного цвета.
Описание иг
ры. [/b]
У каждой пары на столе лежат перепутанные геометрические фигуры. Необходимо разложить их на группы по какому-либо признаку.
6. Игра «Цепочка».
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: мяч.
Описание и
гры[/b].
Педагог-психолог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Участник передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Второй участник придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч третьему участнику.
7. «Кто кем был?»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Оборудование: мяч.
Описание иг
ры. [/b]
Участники стоят по кругу, педагог-психолог, бросая мяч, задает вопрос: «Кем (чем) был (а) раньше какой-либо предмет или животное (цыпленок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня) и т. д.» Каждый участник возвращает мяч, отвечая на вопрос.
8.«Графический диктант».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, слуховое восприятие и память.
Оборудование: по количеству детей: маркерные доски, маркеры, салфетки, карточка с инструкцией.
Описание иг
ры. [/b]
Для каждого ребенка приготовлена карточка с инструкцией. Родители зачитывают ребятам инструкцию, а дети чертят на доске линии в соответствии с ней. В конце должен получиться рисунок.
В заключении хотелось бы сказать, что большинство воспитанников детского сада № 12 «Звездочка», выпустившихся в 2016-2017 учебном году, успешно прошли адаптацию к обучению в начальной школе.