Диана Равильевна Кремчеева
Психологическая готовность ребенка к обучению школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, оно связывает качества личности и интеллект. Большинство родителей готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, как личность ребенок остается незрелым. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к обучению школе» размещена в разделах
Что такое психологическая готовность
Впервые о психологической зрелости говорили педагоги-исследователи Ушинский и Леонтьев. Первый считал, что противопоказанием к обучению в школе является бессвязность речи, нарушение внимания, логопедические проблемы. Ученый Леонтьев считал, что признаком готовности дошкольника является управление своим поведением.
Психологическая готовность детей к обучению в школе изучена не полностью. Воспитатели подготовительной группы детского сада применяют разные подходы, помогающие подготовить дошкольников к следующему этапу обучения :
При прагматическом дети усваивают заблаговременно часть программы 1 класса, необходимых знаний, навыков. Психологи серьезно обеспокоены тем, что при использовании программ с таким подходом нарушается психологическое развитие, акселерация происходит насильно.
Основан на на изменении психики. Происходит формирование личности и адекватной самооценки. Божович считает, что дети должны ощущать себя школьниками, быть готовы изменить свой социальный статус.
Экспериментальный или творческий подход формирует фундаментальные компоненты обучения при занятиях лепкой, рисованием, аппликациями, конструированием.
Формирование способности подчинения. При таком подходе, детей учат усидчивости, ориентации на требования педагога, восприятию устных заданий или зрительных образцов. Психологи не рекомендуют использовать только такой подход, так как дети утрачивают природную непосредственность, начинают мыслить стандартно.
Общее развитие индивидуальности позволяет провести подготовку к деятельности. Это самый гармоничный подход, включающий все перечисленные выше аспекты. Упора ни на один из них нет.
Современные детские сады дошкольников готовят по программам, основанным на гармоничном развитии, затрагивающем все аспекты психики малышей возраста 6-7 лет. Только такой подход поможет им без проблем начать получение знаний. Синтез перечисленных методов позволяет учесть все моменты готовности к школе, не потерять индивидуальность, сохранить гибкость мышления.
Готовность ребенка как личности
Влияние кризисного периода на психологическую зрелость
Возрастной этап 6-7 лет – кризисный период. В течение него происходит становление личности, принятие взросления, формирование психофизиологических качеств. Психологи считают начало «семилетнего кризиса» признаком готовности к школе. Характеризуется период изменением поведения дошкольника, его личности и самооценки. Кризисный период делят на два главных этапа:
формируются предпосылки нового возраста, накапливаются изменения (предпочтение созидательной деятельности, начинает интересоваться творческими заданиями, стремиться помогать по дому);
происходит новое осознание детской личности (начинает считать себя взрослым, стремиться стать школьником, появляется негативное поведение).
Для кризисного периода характерна потеря детской непосредственности, малыш начинает переживать за последствия своих поступков. Можно заметить появление искусственного поведения, манерности, странности. В зависимости от типа личности дети могут замыкаться в себе или напротив дерзить, не слушать взрослых, капризничать.
При диагнозе «гиперактивность» кризис проходит ярко, таким детям нужно уделять больше внимания. Они хотят учиться, но не могут сдерживать агрессию, ведут себя странно. При этом не происходит психологическое созревание личности.
К 8 годам поведение школьника выравнивается, появляется ориентация на получение знаний. До этого времени чадо хочет начать обучение, но при этом сохранить образ жизни и режим дня дошкольника. При гармоничном психологическом развитии он преодолеет этот этап с минимальными проблемами.
Готовность личности
При оценке личностной готовности психологи задают ребенку вопросы, касающиеся обучения. Переходить на следующий этап обучения необходимо лишь тем, кто имеет учебную мотивацию. Не редко встречаются дети, стремящиеся в школу из-за красивых канцелярских товаров, купленных родителями. Если ожидания малыша сводятся лишь к этой причине, то стоит, по возможности, повременить с обучением. Будущий школьник должен уметь управлять поведением, познавать мир, стремиться к новым знаниям.
Психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно определить с помощью тестов, которые расскажут об уровне силы воли. Наличие ее помогает ему:
ставить цели;
действовать по плану;
принимать осознанные решения;
преодолевать трудности;
давать оценку результату своей деятельности.
Не стоит забывать о командной работе, необходимости оценивать работу других детей. Групповая деятельность – один из навыков, который дети получают в дошкольном учреждении. Игровая форма обучения, используемая воспитателями, способствует облеченному усвоению новых знаний.
Главные свидетельства достаточной волевой готовности :
развитие письма;
умение слушать и сосредотачивать внимание;
сдерживание импульсных действий;
умение пользоваться основными учебными принадлежностями;
поддержка порядка на своем рабочем столе, в шкафах, сумке.
Развитие письма
Созревание дошкольника как личности определяется по уменьшению количества импульсивных действий, сдержанности, отсутствию неуравновешенного поведения. Дети, не сформировавшиеся личностно, отвечают с места, перебивают других, делятся личными переживаниями, не поднимают руки для ответа.
Психологическая незрелость опасна пробелами в знаниях, низкой продуктивностью обучения.
Зрелость интеллекта и речи
Психология учитывает не только качества личности, но и ее интеллект. В понятие интеллектуального развития входят: количество приобретенных знаний, словарный запас, количество «инструментов», используемых при познавательной деятельности. Немаловажна высокая обучаемость. Младший школьник должен уметь превращать учебное задание в цель, которой он будет достигать самостоятельно.
Будущий школьник должен владеть навыками разговорной речи, он должен употреблять большое количество слов из разных областей. Преимущество при обучении будет у детей, которые проявляют интерес к иностранным языкам и любознательны.
Чаще говорите со своим чадом, чтобы он мог грамотно строить диалог, знал правила этикета, строил простые и сложные приложения.
Умеющим читать дошкольникам необходимо привить любовь к книгам, не стоит заставлять их или устанавливать лимит страниц. Принуждение приведет к отторжению от этого занятия, особенно если родители будут настаивать на нем в момент пика «кризиса 7 лет». Взамен этого дайте крохе представление о звуках, слогах, буквах, предложениях. Просите пересказать прочитанное и заучивайте с ним небольшие стихи.
Хорошим подспорьем, помогающим решить возникающие проблемы, является пособие «Чтение без принуждения» Бугрименко и Цукермана. Впервые учебник издали 1993 году. Она содержит задания для подготовки к самостоятельному чтению, развитию слухового восприятия.
Чтение без принуждения
Интеллектуальная незрелость – причина нарушения отношений между школьником и педагогом. При ней происходит непринятие требований учителя, случаются проблемы с освоением программы. Со временем малыш может вовсе потерять интерес к конкретным занятиям или отказаться ходить на уроки. Ему станет неинтересен процесс получения новых знаний.
Социально-психологическая зрелость
Формирование и принятие нового статуса – одна из самых важных частей его психологической готовности. Зрелый дошкольник ответственно относится к учебному процессу, педагогу. Он чувствует ответственность за свои поступки, считает необходимым посещать школу. Чаще всего детей 7 лет больше всего привлекает внешний аспект обучения – новая форма, красивые канцелярские товары, чувство взросления.
Если свою социальную позицию ребенок принять не готов, то процесс адаптации в школе будет проходить сложнее. Даже с учетом спокойного поведения, наличия достаточного багажа знаний. Выстроить позитивное восприятие школьного периода невозможно без участия родителей. Их задача доступным языком рассказать ребенку о школьной жизни.
В семье не стоит шутить, представляя школу в негативном свете, так как малыш неправильно воспримет подобные разговоры.
Негативные высказывания взрослых, обсуждение ими школьных проблем, ссор с учителями, недопонимание с другими родителями – основные причины отсутствия контакта у младшего школьника с учителями, одноклассниками. Необходимо решать споры внутри семьи грамотно с самого младенчества, чтобы затем малышу было проще перенести ситуацию на других людей в другом коллективе и разобраться с проблемой без конфликтов.
Как понять, что малыш готов психологически
По соответствию критериям можно определить уровень психологической готовности ребенка к школе :
У него есть мотивация, он понимает, что от него будет требоваться. Образ школы положительно и реалистично выстраивается в сознании. Дошкольник должен хотеть попробовать себя в новой роли.
Развитие памяти, мышления, основных познавательных процессов. В эти понятия входит умение считать, знание букв, чтение по слогам.
Наличие силы воли для контроля за своим поведением. Ему предстоит самостоятельно справляться с домашними заданиями, слушать учителя, соблюдать установленные правила, работать по образцу.
Развитые коммуникативные навыки помогут наладить отношения внутри детского коллектива, с учителями. Будущий школьник должен знать основные правила этикета, уважительно относится к старшим.
Для развития этих навыков необходимо использовать все доступные средства: посещать дошкольные учреждения, подготавливающие занятия, заниматься с родителями, психологом. Это поможет родителям своевременно выявить проблему незрелости. При работе с неподготовленными дошкольниками психолог мягко обучает :
пониманию учебной задачи и ее принятию;
образному мышлению;
обобщению, образованию понятий, составлению классификаций;
произвольно регулировать деятельность.