Елена Визнер
Психологическая готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А Венгер
«Психологическая готовность к школе»
Что значит психологическая готовность к школе?
Публикация «Психологическая готовность к школьному обучению» размещена в разделах
Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается
способным принимать участие в школьном обучении.
Составляющие психологической готовности ребенка к школе :
Личностная готовность. Интеллектуальная готовность. Волевая готовность.
Школа– серьезное испытание как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают, что готовность ребенка к школе значит умение читать, считать, писать. Однако, это не совсем так…
Рассмотрим составляющие личностной готовности ребенка к школе.
Формирование готовности к принятию новой социальной позиции школьника.
Социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка) : умение
устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
Мотивационная готовность (наличие учебной мотивации) :
«внутренняя позиция школьника».
Эмоциональная готовность к школе : позитивное отношение к себе,
другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь
сотрудничать.
Волевая готовность ребенка к школе
Умение управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься
(произвольное поведение).
Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребё нок не способен:
-слушать учителя на уроках, выполнять задания;
-работать по правилу;
-работать по образцу;
-соблюдать дисциплину.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Сформированность основных психических функций –внимания, памяти, мышления.
-умение анализировать;
-делать выводы;
-концентрировать внимание;
-умение строить логические связи.
Каждому воспитаннику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
В процессе приобретения этих знаний и формируется необходимая для будущего ученика интеллектуальная активность, рождается радость познания,, интерес к получению знаний.
Учебная деятельность в школе – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания, самоконтроля. Ребенку надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности дети ТНР испытывают, так как не умеют связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление.
Важное условие общей готовности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния ребенка.
Мотивационная готовность к учёбе развивается постепенно и интерес к внешней стороне учёбы – к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения как раз и является первым этапом. Затем должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, удовольствию от изучения учебного материала. Это и есть познавательная мотивация.
Волевая готовность к школе очень важна. Очень важно, чтобы ученик умел понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Большое значение для психологической готовности ребёнка к школе имеет двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме.
Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр очень поможет ребёнку в развитии необходимых навыков.
Терпение и доброжелательность, Эмоциональная поддержка и похвала,
Любовь и участие родителей –залог психологической готовности к школе и успешного обучения.