Ирина Малышенко
Психологическая готовность к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к обучению в школе
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости.
Публикация «Психологическая готовность к обучению в школе» размещена в разделах
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, социальной позиции школьника, произвольной регуляции познавательной деятельности.
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1. Умение осознанно подчиняться правилу.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.
4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, т. к. «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления».
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков.
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Психологическая готовность к школе
Компоненты психологической готовности
Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
• Сформированность начальных умений учебной деятельности.
• Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
• Логическое запоминание.
• Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
• Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
• Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности.
Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость.
Сформированностьнебоязни трудностей.
Умение ограничивать эмоциональные порывы.
Умение систематически выполнять задания.
Определение психологической готовности детей к школьному обучению
Е. И. Рогов
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. поведенческими характеристиками».
Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.