Галина Никитина
Психогимнастика как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
«Единственная красота, которую я знаю, – здоровье»
Генрих Гейне
Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но и все активнее применяется в детских учреждениях.
Публикация «Психогимнастика как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Очень часто дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, так как в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Данный метод будет способствовать систематизированному целенаправленному развитию психоэмоциональной сферы ребёнка, для более успешной адаптации его в социуме.
Понятием «психогимнастика» обозначают широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах (2-3человека) или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например на память, внимание.
Основная цель психогимнастики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения.
Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию.
Так, например, психогимнастика поможет снять усталость и возбуждение на физкультурном занятии, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «кувшинок» и вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; а образ птиц или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие, а также заставит задуматься, почему не надо их ловить. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, и получают возможность научиться управлять ими.
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.
Психогимнастические упражнения помогают ребенку общаться со сверстниками, выражать свои чувства и понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Уходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Психогимнастика помогает сохранить психическое здоровье ребёнка и предупреждает эмоциональные расстройства.
В ходе эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились типичные моторные реакции. Двигательный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.
Также психогимнастика помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивает межполушарные связи, формирует синхронность в работе. Развивает познавательные способности, формирует устойчивую эмоциональную сферы, а через это - сохраняет психическое здоровье и предупреждает эмоциональные расстройства у детей.
Нейропсихологи заметили, что начинают раньше говорить те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, в игровой форме этому научить легко. Несколько слов о пантомимике. Даже без движения в пространстве ребенок 5-6 лет способен к выражению ощущений через осанку и позу. Например, изображая, что ему холодно, ребенок сдвигает плечики, сжимается, напрягается. Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т. п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных. Хорошо использовать музыку, похожую с тем настроением, которое «отыгрывается» в занятиях; использовать дыхательные техники.
В психогимнастике используются выразительные движения, т. е. передающие эмоциональную реакцию на что-то происходящее. И. М. Сеченов утверждал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука», а К. Изард подметил, что эмоции на лице «слышны лучше, чем речь».
Также психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам. Жесты тоже важны, так как, кроме обогащения эмоциональной сферы, моторика рук способствует развитию мышления.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании детей важно не просто научить их проявлять себя в процессе какого-либо действия с помощью положительных эмоций, но не бояться отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т. В. Бендас, 1982 г.). Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отставанию в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Используя, психогимнастические упражнения в условиях ДОУ укрепится и сохранится здоровье детей дошкольного возраста.
У детей появится уверенность в своих силах, дети станут проще общаться со сверстниками. Будут легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, научатся элементам техники выразительных движений (мимика, жесты, поза, походка). У детей сформируются положительные черты характера (честность, смелость, доброта и т. п.).