Ольга Горбунова
Психогимнастика для детей дошкольного возраста — просто и полезно!
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА – ЛЕГКО И ПОЛЕЗНО
О. Е. Горбунова - педагог-психолог
А. В. Мисько - психолог-логопед
В настоящее время у современных детей дошкольного возраста под воздействием гаджетов перестраивается процесс формирование высших психических функций. Крупная и мелкая моторика из-за малоподвижного образа жизни формируется медленно. Активная речь из-за компьютерных игр и просмотра видеоконтента снижается, также страдает функция внимания и переключения.
Публикация «Психогимнастика для детей дошкольного возраста — просто и полезно!» размещена в разделах
Все высшие психические процессы, их развитие, формирование замедленно и неравномерно, следовательно, для гармоничного развития необходимо дополнительное воздействие. Оно может быть организовано рамках развивающих программ, в частности «психогимнастики».
Гимнастика мозга, или «психогимнастика» — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы.
Специально подобранные для занятий игры, задания, упражнения улучшают работу головного мозга, благоприятно воздействуют на нервную систему ребёнка в целом, способствуют раскрытию резервных возможностей организма, развитию новых способностей, качественному повышению уровня уже имеющихся знаний, умений и навыков у детей.
Программа направлена на развитие первого энергетического блока мозга, активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма, развитие лицевой, общей и мелкой моторики.
Задачи Программы:
Образовательные:
• активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового
внимания;
• формировать грамматический строй и связную речь;
• формировать длительный речевой выдох;
• формировать двигательные навыки;
• способствовать интеллектуальному, физическому и психическому развитию.
Развивающие:
• развивать произвольное внимание и саморегуляцию;
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать психомоторные координации (обеспечивать нейробиологическую базу речи);
• развивать межполушарное взаимодействие;
• развивать пространственные представления;
• развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• воспитывать культуру речевого общения;
• воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
• воспитывать самостоятельность.
Направленность Программы – социально-гуманитарная.
Контингент – 3-5 лет.
Уровень Программы – стартовый.
Объем и срок реализации - общее количество учебных часов – 32 часа (4 месяца).
Формы обучения – очная.
Формы организации детей - групповые, количество детей – до 12.
Режим занятий периодичность - 2 раз в неделю, продолжительность занятий - 30 мин
По итогу прохождения программы у ребенка улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания, улучшится память, произойдет формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, спереди-сзади, повысится уверенность в своих силах, как физических, так и интеллектуальных. Значительная динамика в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной (произвольной) саморегуляции, улучшение произвольного внимания, саморегуляции поведения детей и коммуникативных навыков.
Занятия строились по определенному алгоритму.
Организационный этап Установка на занятие. Сюрпризный момент.
Содержание Мелкая моторика
Дыхательная гимнастика
Внимание
Игры на переключение
Мышление. Логические упражнения
Восприятие и воображение.
Глазодвигательные упражнения
Ориентировка в пространстве
Межполушарное взаимодействие
Релаксация
Итоговый этап Кульминация сюрпризного момента.
Программа строилась по спирали, по каждому направлению подбирали 1-2 упражнения, выполнение которых доводилось до совершенства и (или) понимания каждым ребенком, затем это упражнение заменялось на аналогичное, следующего уровня сложности. Например, упражнение на формирование переключения «кулак -ребро -ладонь». В начале двумя руками «кулак-ладонь», со слуховым и образным подкреплением, на коленях. Затем прохождение последовательности на столе по картинкам «кулак-ладонь», каждой рукой поочередно, без слухового сопровождения. Следующее занятие - выполнение этого упражнения двумя руками одновременно без слухового сопровождения. Включение позиции «ребро» по предыдущей схеме. Позже прохождение цепочки одновременно двумя руками с разными рисунками. На последнем этапе, зашифрованные картинки «кулак – тучка, ребро- дерево, ладонь – цветок», также вначале одной рукой, затем двумя руками одинаковые позиции, в итоге двумя руками разные позиции.
Много упражнений было направлено на развитие слуховой и образной памяти. Активно использовались мнемокарточки для долговременной образной памяти.
Сложно в начале давались детям упражнения на группировку, выделение общего, исключение лишнего.
По окончанию Программы родители детей отметили, что дети «выросли», у них проявляется познавательный интерес, больше внимания и усидчивости, расширились суждения об окружающем их мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция Год: 2009 Отрасль
2. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб: Питер, 2006.
3. «Нейропсихологические занятия с детьми : В 2ч. Ч. 1/В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М. : АЙРИС -пресс, 2020. -416 с.
4. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 12-е изд. – М. : Генезис, 2021. – 474 с.
5. Хомская Е. Д. Нейропсихология. -СПб. :Питер,2007.-496с.