Светлана Губренко (Андреева)
Интересно, полезно. Играем с карандашами
Уважаемые коллеги, родители, а также все те, которые интересуются развитием своего ребенка!
Вы согласитесь, обязательно, с тем, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи ребенка, повышает его работоспособность, а также внимание и умственное развитие.
Существует очень много методик развития речи: это и пальчиковые шаги, это игры с прищепками, скрепками, пробками и так далее.
Публикация «Интересно, полезно, Играем с карандашами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Логопед Пятница Татьяна Викторовна создала свою методику развития мелкой моторики с помощью упражнений с карандашами. Она является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами».
По материалам ее книги мною была составлена картотека. Описание упражнения заимствовано у Татьяны Викторовны, а вот стихотворения к каждому упражнению попыталась сочинить сама.
То, что у меня получилось - предлагаю Вашему вниманию.
Цели упражнений:
- развивать умение подражать взрослому, вслушиваться в речь взрослого, понимать ее;
- развивать внимание ребенка и умение его концентрировать;
- развивать память ребенка, так как слушая систематически одно и то же маленькое стихотворение, ребенок запоминает его. Также ребенок запоминает движения пальцев и кисти рук, последовательность движений.
Итак, начинаем заниматься! Угадай, с чем мы сегодня будем играть?
Черчу я им, или рисую,
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш.
А зовется как?
Правильно! Карандаш.
Карандаши такие разные -
Зеленые, синие, красные.
Они умеют рисовать,
Штриховать, писать, играть!
Да-да, играть, тебе не послышалось!
С карандашом можно тоже играть. Тебе скоро идти в школу, где ты будешь учиться писать аккуратно и красиво. Для этого нужно, чтобы пальчики хорошо работали - были ловкими, гибкими, подвижными и умелыми.
Упражнение 1. "Утюжок".
(Прокатывание карандаша по поверхности стола).
Я качу, качу, качу
Карандаш куда хочу.
Вправо - влево, вверх и вниз.
Карандаш, крутись, крутись!
Упражнение 2. "Добывание огня".
(Прокатывание карандаша между ладонями).
Карандашик тру, кручу
Я огонь добыть хочу.
Упражнение 3. Упражнение 3. "Прятки".
(Сжимание карандаша в кулачке)
Карандашик я сжимаю -
В прятки с ним вот так играю.
Упражнение 4. "Пианино".
(Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальчиков).
Сейчас сяду к пианино -
Заиграют пальцы дивно.
Буду ноты изучать,
По порядку называть:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!
До, си, ля. соль, фа, ми, ре, до!
Упражнение 5. "Качели".
(Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола).
Мы уселись на качели,
И качели полетели.
Раз - и вверх, два - и вниз.
Только, карандаш, держись!
Упражнение 6. "Догонялки".
(Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук).
Карандашик я возьму,
Его ловко покручу.
Пальчик, пальчик, не зевай,
От меня не отставай!
Упражнение 7. "Горка".
(Скатывание карандаша с тыльной стороны ладони пальчиками рук).
Карандаш мы в руки взяли
И на горку побежали.
Карандаш, скорей садись!
Мы помчимся с тобой вниз!
Упражнение 8. "Юла".
(Вращение карандаша по кругу на столе большим и указательным пальцами).
Карандашик я кручу,
Поиграть с ним так хочу:
Буду по столу катать,
Его из рук не выпускать.
Упражнение 9. "Вертолёт".
(Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).
Заведем мы вертолет
И отправимся в полет.
Раз, два, три -
Скорей садись!
Карандаш, крутись, крутись!
Упражнение 10. "Подъемный кран".
(Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем).
Карандаш и положу,
Одним пальцем подцеплю.
Высоко подниму,
Крепко - накрепко сожму.
Упражнение 11. "Ладошка".
Обрисовка ладони, лежащей на столе, тупым концом карандаша с массирующими движениями межпальцевой зоны.
Понарошку, понарошку
Нарисую я ладошку.
Раз. Два. Три. Четыре. Пять.
Буду пальчики считать!
Упражнение 12. "Передай другому".
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Пальчик, пальчик, не зевай!
Карандаш передавай!
Упражнение 13. "Скольжение".
(Продвижение пальчиков вверх и вниз по длине карандаша)
С карандашиком дружу,
По нему скольжу, скольжу.
И раз, два, три, -
Крепко пальцы ты сожми.
Упражнение 14. "Качалочка".
(Качание карандаша между пальцами)
С карандашиком вдвоем
На прогулку мы пойдем.
Будем весело гулять,
Карандашика качать!
Упражнение 15. "Пропеллер".
(Вращение карандаша между выпрямленными пальцами).
Раз, два, три, -
Мотор включился
и пропеллер закрутился.
Пальчик, пальчик, ты не спи!
Быстрее карандаш крути!