Приложение МААМ

Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста

Елена Хабибулина
Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Под психическим здоровьем, прежде всего, понимается устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Публикация «Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психологопедагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей. Психологический блок программы включает 3 направления:

1. Общение.

2. Психотерапия.

3. Пространственно-педагогическая среда.

1. Принципы общения:

• выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей;

• сотрудничество с детьми и взаимопонимание;

• исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций;

• игнорирование неудач;

• качественные объективные оценки;

• использования личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

• использование форм невербальной поддержки;

• обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка;

• создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОО в целом;

• использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр;

• проведение досугов, развлечений, праздников (в т. ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями (законными представителями) и др. ;

• проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности.

2. Виды психотерапии :

психогимнастика (М. И. Чистякова «Психогимнастика») - курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы;

• песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью;

• музыкотерапия, которое включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности;

• сказкотерапия - интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.

3. Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:

• соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

• обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

• обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

• обеспечение возможности для исследовательской деятельности.

• создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.

• наличие разнообразной предметной среды для развё ртывания опытноэкспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т. д.

• организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах. Профилактика эмоционального благополучия детей в ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

• обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей;

• создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий :

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

- использование психологических игр и упражнений;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:

- обучение детей приемам релаксации;

- введения «Минуток тишины».

Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены.

Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.

Учитывая это, необходимо как можно раньше обучить детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на возникающие экстремальные жизненные обстоятельства. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях и может их своевременно распознать и предупредить.

Для обеспечения эффективности работы по формированию дошкольников основ безопасного поведения необходим ряд педагогических условий: - отбор доступного детям содержания программного материала по основам безопасного поведения; - планирование последовательности освоения содержания; - применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования представлений, знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка; - создание в ДОУ развивающей среды; - совместная, целенаправленная деятельность педагогов ДОУ и родителей в данном направлении; - соблюдение безопасного и здорового образа жизни.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, следует больше внимания уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: • объяснить, какое важное значение имеет двигательная активность.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Сценарий спортивного праздника «День здоровья» для детей среднего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «День здоровья» для детей среднего дошкольного возраста Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, своему здоровью, движениям и спорту. Задачи: развивать двигательные навыки; развивать.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 17:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хабибулина (УИ 20352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД