Елена Хабибулина
Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Под психическим здоровьем, прежде всего, понимается устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Публикация «Психический компонент здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психологопедагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей. Психологический блок программы включает 3 направления:
1. Общение.
2. Психотерапия.
3. Пространственно-педагогическая среда.
1. Принципы общения:
• выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей;
• сотрудничество с детьми и взаимопонимание;
• исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций;
• игнорирование неудач;
• качественные объективные оценки;
• использования личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
• использование форм невербальной поддержки;
• обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка;
• создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОО в целом;
• использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр;
• проведение досугов, развлечений, праздников (в т. ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями (законными представителями) и др. ;
• проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности.
2. Виды психотерапии :
• психогимнастика (М. И. Чистякова «Психогимнастика») - курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы;
• песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью;
• музыкотерапия, которое включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности;
• сказкотерапия - интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.
3. Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:
• соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
• обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
• обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
• обеспечение возможности для исследовательской деятельности.
• создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.
• наличие разнообразной предметной среды для развё ртывания опытноэкспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т. д.
• организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах. Профилактика эмоционального благополучия детей в ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:
• обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей;
• создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий :
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- использование психологических игр и упражнений;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:
- обучение детей приемам релаксации;
- введения «Минуток тишины».
Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены.
Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.
Учитывая это, необходимо как можно раньше обучить детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на возникающие экстремальные жизненные обстоятельства. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях и может их своевременно распознать и предупредить.
Для обеспечения эффективности работы по формированию дошкольников основ безопасного поведения необходим ряд педагогических условий: - отбор доступного детям содержания программного материала по основам безопасного поведения; - планирование последовательности освоения содержания; - применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования представлений, знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка; - создание в ДОУ развивающей среды; - совместная, целенаправленная деятельность педагогов ДОУ и родителей в данном направлении; - соблюдение безопасного и здорового образа жизни.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, следует больше внимания уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике.