Алена Колпашникова
Прозрачный мольберт как нетрадиционное средство для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Это мольберт из прозрачного листа плёнки или оргстекла в деревянной раме. Готовой технологии работы на таком мольберте нет, поэтому мной разработаны игры и упражнения, которые направлены на совершенствование художественно-эстетического, социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников.
Этапы деятельности:
- взаимодействие со взрослыми;
- индивидуальная деятельность ребёнка;
совместная деятельность детей.
Публикация «Прозрачный мольберт как нетрадиционное средство для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Прозрачный мольберт позволяет рисовать и выполнять тренинговые упражнения сразу двум воспитанникам. У каждого - своя прозрачная рабочая поверхность. Дети видят и друг друга, и процесс деятельности, получают общий результат. При этом воспитанники приобретают важный опыт взаимодействия друг с другом.
Игры и упражнения.
Упражнение: «Творим вместе»
Задачи:
-Развивать навыки ориентировки на вертикальной плоскости.
- Формировать творческую активность и сотрудничество, умение договариваться для совместной деятельности.
Рисует двое детей одновременно. предлагается нарисовать пейзаж. Первый ребёнок рисует нижнюю часть пейзажа, второй - верхнюю. (Аналогичные упражнения: пейзажи, сюжетные картины, натюрморты).
Игра: «Юный портретист»
Задачи:
- развивать умение ориентироваться в пространстве. рисовать по фотографии.
Вариант 1. Ребёнок рисует на поверхности - портрет с опорой на фотографию, которую прикреплена с обратной стороны мольберта.
Вариант 2. Изображает на стекле контуры и элементы своего лица, глядя в зеркало (зеркало с обратной стороны мольберта). Можно предложить нарисовать автопортрет (портрет сверстника, воспитателя) .
Игра «Рисуем эмоции и настроения»
Задачи:
- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
- учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам.
1. К призрачному мольберту прикрепляются контуры лиц людей без черт лица. По предложению педагога необходимо, рисуя черты лица, передать различные эмоции, например - грустная бабушка, весёлая девочка, сердитый дедушка и т. д.
2. Ребёнок с помощью рисунка передаёт эмоцию по своему выбору. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. С одной стороны мольберта ребёнок показывает эмоцию, а другой передает её на портрете. Затем выполняется упражнение «Рисуем эмоцию наоборот», (первый ребёнок грустит, а второй ребёнок рисует весёлое лицо).
Упражнение «Бабочка».
Задачи:
- Развивать координацию движения глаз и рук, коммуникативные умения, сотрудничество
Дети находятся с разных сторон мольберта и делают на поверхности отпечатки ладошек. Затем дорисовывают контур бабочки (аналогичные упражнения: сказочная птица пейзаж).
Игра «Летающий шарик»
Задачи:
- формировать пространственные представления.
Педагог предлагает ребёнку найти середину мольберта и нарисовать шарик. Взрослый: шарик летит - прочерти дорожку и нарисуй шарик вверху, внизу, слева, справа. Затем шарик летит в верхней левой угол, в верхний правый угол и так далее. В следующий раз ребёнка просят нарисовать бабочку, она летит вниз, влево, вправо и так далее. После этого можно перейти к более сложному рисунку. Нарисуй внизу травку, в левом нижнем углу грибок, а вверху – облака, в верхнем правом углу - солнышко
Игра «Геометрический диктант» .
Задачи:
- закреплять представление о геометрических фигурах,
- развивать ориентировку в пространстве.
Задания, которые даёт педагог, дети должны выполнять в быстром темпе.
1. Красный квадрат нарисовать в левом верхнем углу, синий круг - в центре листа и так далее. Затем воспитанники проверяют правильность выполнения задания по заранее нарисованным геометрическим фигурам.
2. Мольберт разделён вертикальной линией на две половины. Одновременно двое детей рисуют справа от себя: первый - геометрические фигуры без углов, второй геометрические фигуры с углами.
Упражнение «Город».
Задачи:
- развивать ориентировку на микроплоскости,
- умение располагать предметы относительно друг друга, получать целостную картину. Предлагается прикрепить с помощью воды плоскостные фигуры к стеклу, построить городскую улицу, нарисовать дорожки, проговаривая направление движения влево, вправо, вверх вниз.
Упражнение «Обведи линиями».
Задачи:
- развивать зрительную пространственную ориентировку,
- координацию движения глаз и рук. перед детьми мольберт с точечным изображением различных предметов.
Педагог предлагает обвести яблоко красным маркером, ёлочку зелёным, тучку синим и так далее. (Аналогичные упражнения: «обведи по контуру», «заштрихуй фигуры», «кто быстрее обведёт фигуру», «кто лучше заштрихует», «соедини по точкам».)
Упражнение «Рисуем кремом, зубной пастой, пеной для бритья.
Задача.
- закреплять название цветов, формировать умение пользоваться нетрадиционными материалами.
Педагог рисует на одной стороне мольберта сюжетную картинку, а другой обратной стороне стекла раскрашивает ёлку и или домик.
Упражнение «Узоры – бордюры».
Задача.
- развивать зрительно-пространственную ориентировку, чувство ритма.
На обратной стороне мольберта прикреплён лист бумаги в клетку один на 1 см. Педагог предлагает продолжить узор или нарисовать свой.
Прозрачный мольберт помогает сформировать у дошкольников устойчивый интерес к изобразительной деятельности, прозрачная плоскость дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.
Детей захватывает сам процесс рисования. Занятие стимулирует познавательную активность вызывая у воспитанников продолжительной эмоциональный отклик, доставляют радость от совместного творчества педагога с детьми. Данное пособие может применяться воспитателями, психологами дефектологами и родителями.