гудкова марина
Проект дошкольных групп в рамках проектно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проэкт МБОУ ЦО №24 (дошкольные группы Приупская 3-а) в рамках проэктно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы»
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект дошкольных групп в рамках проектно-исследовательской деятельности „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 5 - 7 лет.
Участники: педагог, дети и родители старшей и подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
• обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
• внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
• продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
• презентация проекта,
• отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
Наметили план движения к поставленной цели, который обсудили и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Так, во время прогулки мы обратили внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы.
2 этап
Основной (практический)
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся, чем им могут помочь люди. Для этого мы провели с детьми беседу о жизни птиц зимой.
Предложили ребятам сделать необычный календарь, где каждый день мы будем отмечать птиц прилетающих на наш участок и назвать его «Гости нашего участка» Ежедневно в одной колонке мы будем помещать птиц прилетавших к кормушке, а в другой колонке птиц прилетающих на участок. Эта идея очень понравилась ребятам.
Следующий шаг, привлечение родителей к проблеме. Вначале мы поместили в родительский уголок информацию «Покормите птиц зимой». Затем предложили родителям поучаствовать в акции добрых дел «Смастери кормушку». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми.
Через дидактические игры, дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, при этом развивается речь, мышление. Для этого использую такие игры как:
Дидактическая игра «Накорми птиц».
Дидактическая игра «Разрезная картинка».
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Дидактическая игра “Прилетели птицы”
Игра - инсценировка “Узнай птицу!”
Ну и конечно игровая деятельность неразрывно связана с подвижными играми. Игры «Птицелов», «Филин и пташки» учат детей подражать птичьим голосам.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Они заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Вместе с ребятами мы приготовили изысканное угощение для птиц : нежареные семечки, пшено, тертую морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложили по формочкам, не забывая вложить внутрь крепкую веревочку, и поставили в морозилку. Когда пирожки застыли, повесили их на ветки деревьев и положили в кормушки.
Для ознакомления с внешним видом и строением пернатых воспитателями были использованы альбомы с репродукцией о зимующих птицах и птицах прилетающих к нам в гости на зимние холодные месяца. Дети с большим интересом раскрашивали птиц в раскрасках.
Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время помогает природоведческая литература.
Мы с ребятами прочитали такие произведения как: С. Грибицкий, В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»; Н. Сладков «Кусок хлеба», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Энциклопедия «Зимующие птицы». Разучили стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Поскольку одним из направлений экологического воспитания является осознание детьми необходимости бережного отношения к природе, то ознакомление с условиями обитания и поддержания жизнедеятельности птиц в зимний период во время экскурсионной прогулки способствует развитию детской компетентности. Дети были в большом восторге от такой прогулки.
Просмотр мультипликационных фильмов «Серая шейка» и «Дети и птичка» не оставил равнодушных никого среди воспитанников. Эти фильмы вызвали не только у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой, но и желание им помогать.
Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах, закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью птицы к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки ребята научились вместе с презентацией «Птицы зимой»
При реализации данного проекта во время занятий использовала принципы интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие). На занятиях детей не только знакомили с жизнью птиц зимой, но и учили передавать образ птицы в лепке, рисовании, аппликации.
Во вторую половину дня мы предложили сделать для малышей небольшие подарки «Птички - невелички». А на завтра все ребята отправились к малышам с подарками.
В заключительном этапе мы с ребятами выпустили стенгазету «Покормите птиц зимой»
1Беседа «Птицы зимой»
2Дидактическая игра «Накорми птиц»
3Изготовление кормушек
4Наблюдение за птицами у кормушки
5Просмотр мультфильма А. Плещев «Дети и птичка»
6Свободное творчество «Книжки - раскраски»
7Художественное творчество. Лепка
«Птицы нашего участка»
8Игра «Разрезные картинки»
9Просмотр презентации «Птицы зимой»
10Игра инсценировка «Узнай птицу»
11Художественное творчество.
Аппликация «Птички - синички»
12Дидактическая игра «Верю – не верю»
13Приготовление угощения для птиц
14Пластилинография «Зимующие птицы»
15Подвижная игра «Птицелов»
16Разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
17Создание копилки загадок о птицах
18Дидактическая игра «Закончи предложение»
19Выставка рисунков «Наши пернатые гости»
20Чтение детям произведений о птицах
21Изготовление подарков для малышей «Птичка невеличка»
22Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой».
23Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»
III этап - заключительный
В заключительном этапе мы с ребятами выпустили стенгазету «Покормите птиц зимой»
Итоговое мероприятие «Праздник птиц» показало, что у детей сформированы природоведческие знания, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Взаимодействие с родителями
Оформление ширмы «Зимующие птицы».
Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц»
Итоги:
В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 11 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада. Дети вместе с родителями приняли участие во
Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.