Юлия Облавацкая
Проведение сессии арт-терапии, правила и действия
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с ребёнком, необходимо определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас, а также собрать о ребёнке как можно больше информации (от родителей, учителей, социальных работников). В Китеже для решения этих вопросов собирается педагогический совет.
Следующим этапом должен быть разговор с ребёнком. Краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (при этом само слово можно не употреблять, объяснение, что занятие арт-терапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Здесь важно получить согласие ребёнка на посещение занятий, так как терапевтический эффект возможен лишь при соблюдении принципа добровольности. После того, как ребёнок дал согласие, с ним оговаривается формальная сторона: время, место, периодичность и количество занятий. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее эффективны занятия регулярные и постоянные. Например, занятия проводятся один час, один раз в неделю, в один и тот же день, приблизительно в одно и тоже время, в одном и том же месте и ведёт их один и тот же человек.
Темочки:
Трудно прогнозировать, сколько времени нужно для того, чтобы достичь терапевтического эффекта, но желательно, чтобы количество занятий тоже оговаривалось с ребёнком вначале так, чтобы он знал, когда будет последнее. В крайнем случае, сессию можно будет продолжить после небольшого перерыва. В большинстве случаев арт-терапевтический курс состоит из 18 сессий. Столь чёткая регламентация занятий нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и мог заранее планировать то, что он будет делать на следующем занятии.
Важный момент – опоздания. Если ребёнок опаздывает по каким-то причинам на занятие более, чем на 15 мин., занятие не проводится, а переносится либо на другой день, либо пропускается. Опоздания в психотерапии не случайны. Если ребёнок опаздывает меньше, чем на 15 мин., это время вычитается из занятия.
Сессию арт-терапии проводит один терапевт или терапевт вместе с наблюдателем. Когда ребёнок приходит на первое занятие, его встречает терапевт и проговаривает ему и три простых правила поведения во время занятия:
- не вредить себе.
- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей (в случае, если арт-терапия групповая).
- не портить комнату и материалы.
Эти правила можно вспоминать в начале каждого занятия.
Прежде чем дать задание, нужно провести настройку. Обычно достаточно взять ребенка за руку, помолчать, ощутить собственное сердцебиение, сосредоточиться на дыхании. Здесь возможны разные варианты, терапевт может творчески подойти к этому. Можно рассказать какую-нибудь историю, рассказ (небольшой, стихотворение.
После настройки даё тся основное задание: терапевт говорит ребенку о том, что у него есть час для того, чтобы изобразить всё, что он хочет, и тем самым выразить себя. Обычно ребёнок сам выбирает, что он будет рисовать и какие материалы использовать, но в зависимости от ситуации (например, ребёнок долго не может придумать, что ему делать) или от целей, это может быть определённое задание. Ряд заданий, которые можно использовать в таких случаях, приведены в приложении или могут быть взяты из других источников. Кроме этого нужно уверить ребенка в том, что если он не хочет показывать никому свой рисунок, то его никто не увидит, сам же он может в любой момент к рисунку обратиться и сделать с ним всё, что захочет. Свободные темы следует предлагать как можно чаще, а специальные упражнения и задания - только в том случае, если терапевт чувствует сильную необходимость в этом, а не потому, что это ему нравится. Если ребенок затрудняется в выборе того, что нарисовать, то можно попросить его сначала подобрать материалы, которые ему нравятся, посмотреть на лист и подумать; не нужно давить на него, иногда требуется время, иногда ребенку необходимо поговорить о том, что его волнует, только после этого он сможет начать рисовать. Если ребенок спрашивает, можно ли ему нарисовать то или иное, то его нужно в этом подержать. Рекомендуется уделить время на изготовление папок для хранения собственных рисунков на первых сессиях.
После окончания сессии снова проводится настройка с ребёнком, терапевт прощается и напоминает о следующем занятии. Если следующее занятие будет последним, необходимо сказать ребёнку об этом.
Терапевту необходимо сделать выводы о проведённой сессии или заполнить все листы наблюдения (см. приложение). Рисунки вместе с отчётами сохраняются, подписываются и датируются. Дети могут всегда возвращаться к своим старым рисункам и изменять их.
В середине арт-терапевтических сессий рекомендуется встретиться с родителями и учителями и снова собрать информацию об изменениях в поведении ребёнка за последнее время. На этом этапе принимается решение – продолжать или закончить занятия. После итогового занятия нужно рассказать родителям и учителям о результатах проведённой арт-терапии и дать рекомендации. В Китеже для этих целей так же, как и в начале, собирается педагогический совет.