Папки-передвижки

Просветительский проект «Логошкола для родителей»

Мария Петрова
Просветительский проект «Логошкола для родителей»

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей. Анализ проводимой коррекционно – развивающей работы в МБДОУ № 45 «Ручеек» выявил необходимость ранней профилактической помощи родителям по коррекции нарушений речи и разработку проекта «ЛОГО школа для родителей».

Публикация «Просветительский проект „Логошкола для родителей“» размещена в разделах

Проект направлен на оказание коррекционно – профилактической помощи детям и их родителям (законным представителям, заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического кабинета дошкольного образовательного учреждения.

Построить диалог между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях, клубах, мастер-классах, семинарах, практикумах, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием профилактики речевых нарушений у воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста. Востребованным является такое взаимодействие учителя-логопеда с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков и предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Основой проекта является как очное, так и дистанционное просвещении родителей. Для этого на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Интересный, яркий, доступный наглядный материал, который будет предложен родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Актуальной становится проблема разработки эффективных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста. В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации - дистанционное просвещение родителей. Кроме консультаций, семинаров, клубов, мастер-классов, заполнения специальных анкет, рекомендуется специальная литература и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях дошкольного образовательного учреждения;

• необходимостью участия родителей в профилактическом и коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Проектная идея : «Родитель - не гость, а полноправный член команды дошкольного образовательного учреждения».

Проектный замысел : разработка и внедрение в практику таких инновационных форм и методов, которые способствуют интеграции психолого-педагогических знаний и навыков, привносят новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, родителя и ребёнка, педагога и родителя.

Приоритетное направление: использование интегративных форм в работе с родителями, позволяющих вовлечь родителей в коррекционно – профилактический процесс собственного ребенка. Стержнем активных работ с родителями является воспитание через участие и взаимодействие. Родители выступают в роли ассистентов, помощников, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач :

- интерактивные методы ставят родителей в активную позицию;

- их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами;

- применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей.

Цель проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи проекта :

1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;

2. Сформировать единое пространство социального развития ребенка между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

3. Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, через обучение конкретным приемам логопедической работы, познакомить с новыми технологиями;

4. Заинтересовать родителей использованием ИК технологий, для развития у детей грамматического строя речи, словаря, фонематических процессов.

Новизна проекта заключается в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет – ресурсов в рамках коррекционно-профилактического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Содержание проекта.

В ходе реализации проекта родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные, дыхательные упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, овладевают приёмами мнемотехники, компьютерными технологиями. Это приводит к повышению внимания у детей, речевой активности, улучшает качество речи.

Реализация проекта предусматривает разные формы организации работы с родителями :

• Анкетирование - информация о ребёнке и его семье, трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания, определение запросов родителей;

• Общие (групповые) родительские собрания - сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье;

• Папки-передвижки «Советы логопеда» - методические материалы и разработки, советы по вопросам развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей;

• Буклеты и памятки для родителей - содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание;

• Медиатека - знакомит родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами;

• Семинары - практикумы - дают возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их (как упражнять артикуляционный аппарат, готовить руку ребёнка к письму и различные виды продуктивной деятельности);

• Консультации - побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями.

Обучение родителей новым технологиям, новым методам и приёмам, помогает наилучшим образом достичь целей профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Су-Джок-терапия - нормализует мышечный тонус; опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга;

Сказкотерапия - способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов;

Музыкотерапия - создаёт положительный эмоциональный фон, стимулирует двигательные функции, развивает дыхательный и артикуляционный аппарат;

Игровые технологии - облегчают решение учебной задачи, раскрывают способности детей, развивают коммуникативные навыки, формируют мотивационную сферу;

Здоровье сберегающие технологии - позволяют равномерно распределять во время занятия различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, выделять время для самостоятельной работы;

ИКТ - реализовывают передовые формы и методы дистанционного обучения.

Ресурсное обеспечение:

Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, педагоги ДОУ, педагог-психолог.

Материально-технические ресурсы: аудио – видео аппаратура, компьютеры, проектор.

Программно-методическое обеспечение: дополнительная методическая литература (методическое сопровождение, сценарии логопедических мероприятий, рекомендации для воспитанников, педагогов и родителей, сайт учреждения.

Участники: воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающие МБДОУ № 45 «Ручеек» и их родители, педагог-психолог, воспитатели, педагоги ДОУ.

Проект будет реализовывать по следующим этапам:

I этап, подготовительный (диагностический) (август 2020 г. – сентябрь 2020 г.)

Задачи этапа:

1. Ознакомительная работа с родителями.

2. Сбор анамнестических сведений о ребёнке.

3. Определение темы проекта и его актуальности.

4. Выбор методов и приемов для реализации проекта.

5. Подбор игровых упражнений для развития артикуляционной и мелкой моторики.

6. Подбор игр и упражнений для развития словаря, грамматического строя речи.

7. Подбор игровых упражнений для развития психических процессов.

8. Составление плана работы.

II этап, практический (основной) (сентябрь – июнь 2020-2021 гг.)

Задачи этапа:

1. Соблюдение проектных шагов : разработка тематики мероприятий по реализации проекта.

2. Привлечение воспитанников, специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов Проекта.

3. Выполнение рекомендаций логопеда родителями совместно с детьми в домашних условиях.

4. Презентация итогового проектного продукта (презентации, сценарии мероприятий).

III этап, итогово-аналитический (обобщающий) (май 2021 г.)

Задачи этапа:

1. Анализ проведения итоговых мероприятий.

2. Распространение результатов и продуктов проектной деятельности.

Перспективный план реализации проекта.

№ п/п Срок Формы и методы работы

1 этап Август Сентябрь Анкетирование родителей

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

2 этап Октябрь Родительский клуб «Звукарик» на тему «Подвижные язычки» (очная и дистанционная форма)

Семинар-практикум «Как научить ребёнка говорить?» (очная и дистанционная форма)

Буклет «Нормы речевого развития детей 3-4 летнего возраста»

Ноябрь Игротека «Наши пальчики играют» (очная и дистанционная форма)

Родительский клуб «Звукарик» на тему «Речевое дыхание основа правильной речи» (очная и дистанционная форма)

Мастер-класс «Компьютерные тренажёры» (очная и дистанционная форма)

Декабрь Семинар-практикум «Мяч и речь» (очная и дистанционная форма)

Буклет «Нормы речевого развития детей 4-5 летнего возраста»

Январь Консультирование «Речевые игры дома на кухне» (очная и дистанционная форма)

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Февраль Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Март Родительский клуб «Звукарик» на тему ««Развиваем пальчики, играя» (очная и дистанционная форма)

Конкурс чтецов «Моя бабушка»

Апрель Практикум «Развитие речи через игры с водой и самомассаж детей младшего и среднего дошкольного возраста» (очная и дистанционная форма)

Родительское собрание «Итоги работы»

Рекомендации родителям «Развитие речи детей по дороге от дома до детского сада и обратно» (очная и дистанционная форма)

Еженедельно Индивидуальное консультирование

Ежемесячно Оформление папок-передвижек «Советы логопеда»

Работа с сайтом ДОУ

3 этап Май Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Мониторинг детей

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период (очная и дистанционная форма)

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Качественные:

• Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту;

• Создание банка методических материалов;

• Обогащение пространственной и предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда и групп ДОУ.

• Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг; • Расширение информационного поля о деятельности логопедического кабинета ДОУ.

Количественные:

• Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 5 лет;

• Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту;

• Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.

Результат проекта (ожидаемый)

• Повысится уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, будет установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.

Родители активно участвуют в коррекционно-профилактический и развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

• Проявление активности родителей в мероприятиях, проводимых в МБДОУ № 45 «Ручеек».

Родители самостоятельно используют материалы с папок передвижек «Советы логопеда», с сайта ДОУ.

• Положительная динамика речевого развития ребёнка.

• Создание копилки методических, практических и электронных пособий, картотек.

• Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Критерии оценки эффективности проекта.

Для детей - положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в общеобразовательном учреждении и семье.

Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ, проявление осознанного отношения к коррекционно-профилактической деятельности, участие в семейных конкурсах, праздниках организуемых в ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышение статуса ДОУ.

Список литературы:

1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии» Ростов–на–Дону, 2008 2. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании, М. 1998.

4. Громова О. Е. «Инновации в логопедическую практику» М. 2008.

5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М., 2001.

6. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. М. ; Просвещение. 1996.

7. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. М. 1993.

Публикации по теме:

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Педагогический проект «Профессии родителей»Педагогический проект «Профессии родителей» Россия Краснодарский край город Геленджик МБДОУ д/с №26 «Журавушка» Юрьева Наталия Дмитриевна Проект «Профессии наших родителей» Исполнитель:.

Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Подборка книг, загадок, стихов, раскрасок. Беседы с родителями о необходимости участия.

Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Цель: познакомиться с профессиями своей семьи Задачи проекта: узнать у мамы и папы кем они работают; провести экскурсию на место работы.

Видео и познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Видео и познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Подборка книг, загадок, стихов, раскрасок. Беседы с родителями о необходимости участия.

Проект для родителей «Кошка, мышка и собачка» (фотоотчёт)Проект для родителей «Кошка, мышка и собачка» (фотоотчёт) Очень хочется привлечь родителей к жизни детей в детском саду, вызвать у них интерес и желание к совместным досугам и мероприятиям. Для.

Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейПроект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного.

Проект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителейПроект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителей Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек.

Видеопрезентация «Проект «Журнал для родителей старшей и подготовительной группы» Этот проект, продуктом которого стали четыре номера журнала "Говорят дети", появился после прохождения мною курса повышения квалификации.

Совместный проект педагогов, родителей и детей старшей логопедической группы «Моя семья» Совместный проект педагогов, родителей и детей старшей логопедической группы: «Моя семья»Характеристика проекта: Тип проекта: социально-правовой,.

Автор публикации:
Просветительский проект «Логошкола для родителей»
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 12:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Просветительский проект «Логошкола для родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД