Мария Петрова
Просветительский проект «Логошкола для родителей»
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей. Анализ проводимой коррекционно – развивающей работы в МБДОУ № 45 «Ручеек» выявил необходимость ранней профилактической помощи родителям по коррекции нарушений речи и разработку проекта «ЛОГО школа для родителей».
Публикация «Просветительский проект „Логошкола для родителей“» размещена в разделах
Проект направлен на оказание коррекционно – профилактической помощи детям и их родителям (законным представителям, заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического кабинета дошкольного образовательного учреждения.
Построить диалог между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях, клубах, мастер-классах, семинарах, практикумах, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием профилактики речевых нарушений у воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста. Востребованным является такое взаимодействие учителя-логопеда с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков и предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Основой проекта является как очное, так и дистанционное просвещении родителей. Для этого на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Интересный, яркий, доступный наглядный материал, который будет предложен родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.
Актуальной становится проблема разработки эффективных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста. В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации - дистанционное просвещение родителей. Кроме консультаций, семинаров, клубов, мастер-классов, заполнения специальных анкет, рекомендуется специальная литература и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• необходимостью участия родителей в профилактическом и коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Проектная идея : «Родитель - не гость, а полноправный член команды дошкольного образовательного учреждения».
Проектный замысел : разработка и внедрение в практику таких инновационных форм и методов, которые способствуют интеграции психолого-педагогических знаний и навыков, привносят новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, родителя и ребёнка, педагога и родителя.
Приоритетное направление: использование интегративных форм в работе с родителями, позволяющих вовлечь родителей в коррекционно – профилактический процесс собственного ребенка. Стержнем активных работ с родителями является воспитание через участие и взаимодействие. Родители выступают в роли ассистентов, помощников, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач :
- интерактивные методы ставят родителей в активную позицию;
- их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами;
- применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей.
Цель проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи проекта :
1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
2. Сформировать единое пространство социального развития ребенка между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
3. Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, через обучение конкретным приемам логопедической работы, познакомить с новыми технологиями;
4. Заинтересовать родителей использованием ИК технологий, для развития у детей грамматического строя речи, словаря, фонематических процессов.
Новизна проекта заключается в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет – ресурсов в рамках коррекционно-профилактического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Содержание проекта.
В ходе реализации проекта родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные, дыхательные упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, овладевают приёмами мнемотехники, компьютерными технологиями. Это приводит к повышению внимания у детей, речевой активности, улучшает качество речи.
Реализация проекта предусматривает разные формы организации работы с родителями :
• Анкетирование - информация о ребёнке и его семье, трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания, определение запросов родителей;
• Общие (групповые) родительские собрания - сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье;
• Папки-передвижки «Советы логопеда» - методические материалы и разработки, советы по вопросам развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей;
• Буклеты и памятки для родителей - содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание;
• Медиатека - знакомит родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами;
• Семинары - практикумы - дают возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их (как упражнять артикуляционный аппарат, готовить руку ребёнка к письму и различные виды продуктивной деятельности);
• Консультации - побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями.
Обучение родителей новым технологиям, новым методам и приёмам, помогает наилучшим образом достичь целей профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Су-Джок-терапия - нормализует мышечный тонус; опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга;
Сказкотерапия - способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов;
Музыкотерапия - создаёт положительный эмоциональный фон, стимулирует двигательные функции, развивает дыхательный и артикуляционный аппарат;
Игровые технологии - облегчают решение учебной задачи, раскрывают способности детей, развивают коммуникативные навыки, формируют мотивационную сферу;
Здоровье сберегающие технологии - позволяют равномерно распределять во время занятия различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, выделять время для самостоятельной работы;
ИКТ - реализовывают передовые формы и методы дистанционного обучения.
Ресурсное обеспечение:
Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, педагоги ДОУ, педагог-психолог.
Материально-технические ресурсы: аудио – видео аппаратура, компьютеры, проектор.
Программно-методическое обеспечение: дополнительная методическая литература (методическое сопровождение, сценарии логопедических мероприятий, рекомендации для воспитанников, педагогов и родителей, сайт учреждения.
Участники: воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающие МБДОУ № 45 «Ручеек» и их родители, педагог-психолог, воспитатели, педагоги ДОУ.
Проект будет реализовывать по следующим этапам:
I этап, подготовительный (диагностический) (август 2020 г. – сентябрь 2020 г.)
Задачи этапа:
1. Ознакомительная работа с родителями.
2. Сбор анамнестических сведений о ребёнке.
3. Определение темы проекта и его актуальности.
4. Выбор методов и приемов для реализации проекта.
5. Подбор игровых упражнений для развития артикуляционной и мелкой моторики.
6. Подбор игр и упражнений для развития словаря, грамматического строя речи.
7. Подбор игровых упражнений для развития психических процессов.
8. Составление плана работы.
II этап, практический (основной) (сентябрь – июнь 2020-2021 гг.)
Задачи этапа:
1. Соблюдение проектных шагов : разработка тематики мероприятий по реализации проекта.
2. Привлечение воспитанников, специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов Проекта.
3. Выполнение рекомендаций логопеда родителями совместно с детьми в домашних условиях.
4. Презентация итогового проектного продукта (презентации, сценарии мероприятий).
III этап, итогово-аналитический (обобщающий) (май 2021 г.)
Задачи этапа:
1. Анализ проведения итоговых мероприятий.
2. Распространение результатов и продуктов проектной деятельности.
Перспективный план реализации проекта.
№ п/п Срок Формы и методы работы
1 этап Август Сентябрь Анкетирование родителей
Родительское собрание «Давайте познакомимся»
2 этап Октябрь Родительский клуб «Звукарик» на тему «Подвижные язычки» (очная и дистанционная форма)
Семинар-практикум «Как научить ребёнка говорить?» (очная и дистанционная форма)
Буклет «Нормы речевого развития детей 3-4 летнего возраста»
Ноябрь Игротека «Наши пальчики играют» (очная и дистанционная форма)
Родительский клуб «Звукарик» на тему «Речевое дыхание основа правильной речи» (очная и дистанционная форма)
Мастер-класс «Компьютерные тренажёры» (очная и дистанционная форма)
Декабрь Семинар-практикум «Мяч и речь» (очная и дистанционная форма)
Буклет «Нормы речевого развития детей 4-5 летнего возраста»
Январь Консультирование «Речевые игры дома на кухне» (очная и дистанционная форма)
Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)
Февраль Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)
Март Родительский клуб «Звукарик» на тему ««Развиваем пальчики, играя» (очная и дистанционная форма)
Конкурс чтецов «Моя бабушка»
Апрель Практикум «Развитие речи через игры с водой и самомассаж детей младшего и среднего дошкольного возраста» (очная и дистанционная форма)
Родительское собрание «Итоги работы»
Рекомендации родителям «Развитие речи детей по дороге от дома до детского сада и обратно» (очная и дистанционная форма)
Еженедельно Индивидуальное консультирование
Ежемесячно Оформление папок-передвижек «Советы логопеда»
Работа с сайтом ДОУ
3 этап Май Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями
Мониторинг детей
Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период (очная и дистанционная форма)
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Качественные:
• Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту;
• Создание банка методических материалов;
• Обогащение пространственной и предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда и групп ДОУ.
• Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг; • Расширение информационного поля о деятельности логопедического кабинета ДОУ.
Количественные:
• Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 5 лет;
• Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту;
• Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.
Результат проекта (ожидаемый)
• Повысится уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, будет установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
• Родители активно участвуют в коррекционно-профилактический и развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
• Проявление активности родителей в мероприятиях, проводимых в МБДОУ № 45 «Ручеек».
• Родители самостоятельно используют материалы с папок передвижек «Советы логопеда», с сайта ДОУ.
• Положительная динамика речевого развития ребёнка.
• Создание копилки методических, практических и электронных пособий, картотек.
• Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Критерии оценки эффективности проекта.
Для детей - положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в общеобразовательном учреждении и семье.
Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ, проявление осознанного отношения к коррекционно-профилактической деятельности, участие в семейных конкурсах, праздниках организуемых в ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышение статуса ДОУ.
Список литературы:
1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии» Ростов–на–Дону, 2008 2. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании, М. 1998.
4. Громова О. Е. «Инновации в логопедическую практику» М. 2008.
5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М., 2001.
6. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. М. ; Просвещение. 1996.
7. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. М. 1993.