Получи документы

Просвещение родителей в ДОУ через наглядно-информационные формы взаимодействия

Ираида Вощинина
Просвещение родителей в ДОУ через наглядно-информационные формы взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

Обновление российского образования подразумевает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Одной из основных задач ра-боты ДОУ является повышение педагогической культуры, просвещение роди-телей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.

Публикация «Просвещение родителей в ДОУ через наглядно-информационные формы взаимодействия» размещена в разделах

Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им бывает совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Помогает нам в этом случае наглядная информация. Задача воспитателя научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о том, как преподнесена информация. Ведь стандартные, однообразные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.

Эти формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятель-ность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объ-ективно увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Задачами одной из них является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, которые занимаются воспитанием. Задачи другой группы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика форм этой группы заключается в том, что общение педа-гогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д. Ключевая задача - познакомить родителей с условия-ми, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и содействовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна отвечать нескольким требованиям: она должна быть доступ-ной, краткой, конкретной, эстетичной и безопасной.

Доступность информации подразумевает следующее. При отборе информационного материала следует принять во внимание, что родители – лю-ди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал достаточно изложить простыми и короткими предложениям, не ис-пользуя специальную терминологию. Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Краткость выражается в выборке главных мыслей, ничего лишнего. Информация должна быть интересной, актуальной для данной группы, без нравоучений. В чем вы-ражается конкретность? В том, что информация должна подаваться как грамотный и своевременный совет. Содержание должно привлечь внимание родителей как своей актуальностью, так и оригинальностью. В случае, если это рекомендации психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если при-ходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это не должна быть боль-шая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Хорошо, ес-ли папок будет несколько, и у каждой – четкое напечатанное название. Например : «Как подготовить ребенка к школе», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты», «Советы психолога», и т. д.

Следует обратить внимание на эстетичность оформления папок. В случае если компьютера в ДОУ нет, то, вероятно, кто-либо из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае воспитатель будет понимать, что хотя бы один из родителей прочтет представленный материал. [Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов. Оформление нужно выполнить так, чтобы привлекать внимание родителей. Тексты нужно помещать в кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом. Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены.

Также содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания. Оказывать им помощь в решении возникающих про-блем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицирован-ного советника.

Рассмотрим группу информационно- ознакомительных форм. В красиво и оригинально оформленном уголке для родителей содержится информация о совместных экскурсиях и походах, о подготовке, проведении праздников и развлечений, о днях открытых дверей в ДОУ, о семинарах- практику-мах. Информационные уголки оформляются по единому сюжету : в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, по одной сказке или стихотворению. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Вос-питатель выбирает форму и название такого стенда: «Заботливым родите-лям», «Взрослым о детях», «Вместе весело живем», «У нас в детском саду» и т. д.

Информационные стенды в группах предназначены для знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, распространения педагогических зна-ний. На стенде могут быть представлены следующие рубрики: режим дня, расписание занятий, план мероприятий на месяц, объявления. условия проведения конкурсов; меню на день, адреса сайтов в Интернете, посвященных до-школьному детству. В информационных уголках в обязательном порядке должна быть рубрика «Благодарим». Признательность тем родителям, которые оказывают посильную помощь в благоустройстве группы, участка, изго-товлении и ремонте игрушек

Рассмотрим следующие информационные формы взаимодействия с ро-дителями. Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток считается их адресность, то есть каждый родитель получает информацию непосредственно, имеет возможность ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада. Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, например, о проведении соревнований, приглашение на «День открытых дверей» и т. п. Для того чтобы информационная листовка привлекала внимание родителя, желательно ее оформить на цветной бумаге. Памятки познакомят родителей с перечнем определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детско-го сада, например, в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.

Размещать информацию можно через стенгазету. При оформлении стен-газета должна быть яркой, эстетичной, с рисунками и детскими фотография-ми. Выпустить стенгазету можно специально к родительскому собранию, празднику, или по результатам конкурса, мероприятия.

Каждый день в общении с родителями присутствуют объявления. Например, о дне проведения родительского собрания, утренника, соревнований, развлечений родительских собраний и т. п. Чаще всего объявление имеет официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но и к объявлению для родителей можно подойти творчески. Это повысит уровень их заинтересованности к полученной информации и настроит на положительное взаимодействие с педагогами. Выставки, вернисажи детских работ, рисунки, поделки по аппликациям, лепке демонстрируют родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы.

Информационные листы для родителей содержат в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, ме-роприятиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.

Папки-передвижки – небольшие красочные текстовые стенды. Удобны в использовании - занимают немного места, легко складываются и хранятся до следующего года. Папки-передвижки могут быть любой тематики: правила для родителей, возрастные особенности детей, безопасность детей, описание различных праздников, времен года.

Сами родители могут создать родительскую газету, в которой они от-метят интересные случаи из жизни семьи, поделятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Такими как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вот оно, какое наше лето», «Мой папа», «Наши увлечения» и т. д.

Интересны такие формы взаимодействия с родителями, как создание фотомонтажей; оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Профессии наших мам и пап», фото-выставки «Папа может…», «Милая, любимая, самая красивая», «Как прекрасен этот мир»; эмоционального уголка «Моё настроение», «Поляна настрое-ния» и др.

Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебно-го процесса очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе. «Цветок достижений» является одним из вариантов информирования родите-лей о ежедневных достижениях ребенка в саду. Рассмотрим групповой вари-ант. Из цветного картона делаем цветок, в центре т. н. «образ группы» (можно разместить групповую фотографию или фотоколлаж из лиц детей). Вырезаем семь лепестков, на которых будем делать записи, можно сделать прорезь и вставлять полоски бумаги с записью. По возможности лучше заламинировать лепестки, чтобы писать на них маркером. Это значительно сократит время по заполнению цветка. Воспитатель использует пять лепестков для записей про детей, записывает самые яркие события про детей. Педагог делает записи со-ответственно возрасту. Записи позитивного характера. На оставшихся двух лепестках записи делают родители, о достижении ребенка или совместных событиях. Все эти записи дают родителям возможность почувствовать себя ча-стью жизни группы ребенка. Конечно, родителям надо максимально разъяснить о ходе заполнения цветка и о его смысле, чтобы избежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут). Важно не допускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей.

Лэпбук- сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. Лэпбук для родителей имеет целью повышение уровня их педагогиче-ской компетенции в вопросах, например, адаптации к детскому саду, просве-щения родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению ре-жима дня. В такой лэпбук могут войти следующие материалы: буклеты, сек-реты любви и взаимопонимания, заповеди для родителей, важные мелочи, памятка для родителей, советы психолога, правила общения в семье, как про-водить с ребенком досуг, консультация "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду", что нельзя приносить в детский сад.

Можно использовать такие формы- выпуск книги полезных советов для Родителей, или «Почтовый ящик» - специальную коробку для записок или же тетрадь, куда каждый может записать свои пожелания, замечания, идеи, предложения для воспитателей, заведующего или методиста. Заданные таким об-разом вопросы затрагиваются на родительских собраниях или же разъясняют-ся в письменном виде. И еще одна информационная форма- использование флипчартов. Флипчарт - магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. Используется для визуального предоставления информации. Флипчарт для этих целей под-ходит идеально – он занимает немного места, мобилен и его можно сложить, чтобы не мешал. На нем можно писать мелом или маркером, крепить магнитами различные материалы.

Таким образом, наглядная информация универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в фор-мировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Просвещение родителей в ДОУ через наглядно-информационные формы взаимодействия
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 18:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Просвещение родителей в ДОУ через наглядно-информационные формы взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Вощинина (УИ 362802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД