Папки-передвижки

Пространственные игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с туберкулезной интоксикацией

Васильева
Пространственные игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с туберкулезной интоксикацией
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптации людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование, «Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы воспитания и обучения» [1].

Публикация «Пространственные игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с туберкулезной интоксикацией» размещена в разделах

В связи с этим одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, является постоянный поиск методов и приемов коррекционно-развивающего воспитания и обучения, создание безопасного жизненного и образовательного пространства, такие дети нуждаются в социальной защищенности, положительном эмоциональном климате, в общении, построенном на любви уважении.

Особая ответственность возлагается на взрослых, воспитывающих ребенка с функциональными и интеллектуальными нарушениями. Важно понимать особенности развития малыша и значение своевременного психолого- педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе, осознавать, к какой цели нужно стремиться в воспитании. Возникающие отклонения психоэмоционального и физического развития могут стать причиной новых проблем в развитии в последующем.

Нашу группу посещают дети, имеющие особенности физического развития. Это ребята с сохранным интеллектом, но с большими проблемами в здоровье - туберкулезной интоксикацией.

Туберкулезная интоксикация как самостоятельное заболевание характеризует период болезни без ясной локализации туберкулеза, а ее клинические проявления отражают функциональные расстройства в различных системах организма. Эта форма возникает в период виража туберкулиновой пробы в результате недавнего инфицирования. Симптомы ранней туберкулезной интоксикации проявляются, прежде всего, в нарушении равновесия нервной системы, выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, плаксивости, быстрой утомляемости, в нарушении сна или, наоборот, сонливости, в головных болях. Ребенок теряет жизнерадостность, подвижность. Нередко в этот период отмечают плохой аппетит, бледность кожных покровов, В

зависимости от длительности хронической туберкулезной интоксикации наблюдается отставание физического развития, роста и особенно массы тела ребенка. Как правило, отмечается понижение тургора всех тканей, кожи, подкожной клетчатки. Реакция заболевшего ребенка на шумные игры, любимые занятия, общение с детьми резко меняется. Как правило, дети быстро устают, становятся рассеяны, стремятся уединиться и, что не свойственно детскому возрасту, нередко рано укладываются спать. У некоторых детей с туберкулезной интоксикацией, несмотря на полноценный интеллект, мала продуктивность в работе. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом у товарищей и служат предметом насмешек, особенно если реагируют на них слезами или раздражением. Все это нередко приводит к потере интереса к занятиям, к недисциплинированности,

Таким образом, правильное понимание особенностей такого ребенка, создание благоприятных условий, как в образовательном учреждении, так и дома, общеукрепляющее и специальное лечение обычно позволяют преодолеть затруднения и добиться обратимости астенических проявлений.

Приводя ребенка в наш детский сад, родители озабочены в первую очередь здоровьем своих малышей, их лечением. В большой мере проблема оздоровления дошкольников ложится на плечи педагогов, которые, помимо воспитания и образования, вынуждены много времени в режиме детского сада уделять лечебно-профилактической работе.

Проводимая нами оздоровительная работа с данной категорией детей преследует цели развития двигательной активности, формирования навыков правильного дыхания и осанки. В исследованиях Н. С. Собельмана, А. Е. Рабухина, М. П. Похитоновой показано, что изнеживающий режим для больных туберкулезом легких и особенно лечение длительным покоем оказывают неблагоприятное воздействие. Многие специалисты считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита движений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка (А. А. Кисель, В. И. Молчанов и др.).

Двигательная активность составляет основу всех других видов активности человека, как биологической физиологической, так и психической, в ее общих и частных проявлениях. Самостоятельная двигательная активность служит показателем жизненных сил и здоровья. Через спонтанную двигательную активность происходят стимуляция и само активизация всех психических функций. B.Г. Марц, занимаясь исследованиями, связанными с изучением двигательной активности человека, писал о том, что лишь свободное движение дает нам разнообразие моторных проявлений и проявлений качеств, связанных с движением.

В то же время, мы, педагоги, должны помнить, что детский сад - не лечебное учреждение, а воспитатели - не врачи, поэтому основной ведущей деятельностью ребенка должна остаться игра. Это аксиома, которая известна

всем педагогам, работающим с дошкольниками, но, к сожалению, совершенно упускается из виду, что именно в игре и возможны наибольшие изменения. Так,

B.Г. Марц пишет: «Игры для ребенка - это все, в играх он упражняет свое тело, игры затрагивают его духовную деятельность. Ребенок играет во все минуты жизни, даже тяжелые условия не мешают ему играть, Платон назвал игру радостью богов» [2]

Именно поэтому в детском саду родилась идея организации

пространственных игр детей. Пространственная игра преследует одну цель организацию своих собственных двигательных действий в процессе вхождения во взаимодействие со средой.

Уникальность ситуации состоит в том, что овладение различными движениями и есть цель играющего, развивающая задача не ставится непосредственно - она находится внутри действия. Принимая во внимание специфику протекания двигательной деятельности в пространственной игре, мы рассматриваем ее как психогигиеническое и психопрофилактические мероприятие. Иными словами, она приобретает самостоятельную ценность в вопросах сохранения здоровья. коррекционно-образовательную

Включение деятельность воспитанников пространственных игр стало одним из новых методов в практике работы педагогов нашего ДОУ.

Пространственная игра относится к свободной деятельности. Ее главная цель - самодвижение ребенка в пространстве и реализация собственной двигательной потребности. Данный вид игры выдвигает перед детьми следующие задачи :

развитие моторно-чувственных переучиваний своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством;

изучение возможностей своего тела через движение;

развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости;

получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения;

осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом; развитие регуляции собственного поведения.

Поскольку для проведения пространственных игр необходимы специальные условия, нами создается свободное неорганизованное пространство (комната) и дается возможность детям действовать по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера, которые ребенок может свободно перемещать и трансформировать. В нашем детском саду предметное наполнение следующее: легкие мягкие модули разного размера и формы, домик и лабиринты - трансформеры из модулей, раскладной домик и труба из ткани, сухой бассейн и маты из поролона, коврики и др.

Пространство должно быть свободным неструктурированным. Предметы находятся и комнате, сложенные конструктора. Они также варьируются на разных занятиях (часть убирается, часть вносится) Педагог перед началом игры даст следующую установку: "Вы можете поиграть в этой комнате, как хотите и чем хотите. Но есть одно правило; не и не делать больно друг другу. Нарушивший это правило выходит из игры. Дети свободно перемешаются в пространстве, действуют с предметами передвигают, перекатывают, залезают, подлезают, перепрыгивают, создают постройки и т. п. Время условно не ограничено: от 10 - 15 минут в младшем возрасте, до 20 - 25 минут - в старшем. По ходу игры педагог не вмешивается ее процесс (только с целью предупреждения травмоопасных ситуаций, 33 минут до окончания игры мы предупреждаем об этом детей. В конце игры наводится порядок. Оценка действий детей и анализ игры не проводятся.

Пространственная игра процессуально может иметь несколько различных подвидов по характеру протекания: двигательная игра, территориальное поведение, освоение и трансформация пространства, строение как предметная деятельность, демонстрация-соревнование, образные действия, создание зон релаксации, Рассмотрим содержание данных подвидов подробнее.

Содержание двигательной игры составляют сами движения. Это движения тела, связанные с овладением двигательными качествами; действия- движения с предметом; создание и преодоление зоны опасности и препятствий (завалы, нагромождения, скученность и т. п.); движения по освоению трехмерности собственного тела.

Территориальное поведение представляет собой обживание пространства через упорядочивание объектов среды, имитацию границ, разделение пространства на свое и чужое, нападение - разрушение.

При освоении и трансформации пространства объектом служит само пространство как целостная и неделимая единица, на которую и направлены игровые действия ребенка.

Строение как предметная деятельность содержит действия с предметами - атрибутами среды, а само пространство игнорируется. Сюда входят действия по замыслу, наподобие конструирования; действия без замысла, подобие орудийных действий; действия без замысла, подобие экспериментирования.

Содержанием такого подвида пространственной игры как демонстрация соревнование служат различные формы проявления противоборства со скрытыми или явными соревновательными мотивами. В них ребенок сравнивает свои возможности с возможностями других, ищет сферу утверждения себя. Интересно, что в данном виде игры ребенок способен на время «перешагнуть» уровень своих возможностей, подтягиваясь за партнером (делает чуть больше, чем один в обычном состоянии). Это могут быть действия без цели по типу «возня - противоборство»; открытое соревнование по двигательным умениям со сравнением результатов и определением победителя; создание двигательных задач друг для друга («А сможешь сделать так?», демонстрация собственной ловкости.

В образных действиях содержание составляет образ. Иногда пространственная игра этого направления может переходить в сюжетно ролевую, когда движения и пространственные действия уходят на второй план. Сюда входят воображаемые образы, которые проигрываются только в двигательном аспекте их проявления; сюжетные сценарии двигательного поведения человека ( например: пошли на речку, стали купался и плавать, легли загорать, валялись в песке) при отсутствии роли как таковой.

При создании зон релаксации содержание игры составляет физическая и психологическая релаксация. Сюда входят создание и пребывание постройках, напоминающих кровать, птичье гнездо и т. п. ; создание и нахождение в закрытом пространстве «дома»; движения, действия и позы, сопровождающиеся полной или частичной мышечной релаксацией.

Каждый раз от сеанса к сеансу пространственная игра стихийно перетекает из одной содержательной формы в другую. Прогнозировать все возможное развитие в какой-либо конкретный день крайне затруднительно. Она в большей степени связана с настроениями и актуальными потребностями детской группы на конкретный момент времени. В этом смысле она абсолютно соответствует внутреннему состоянию детей. Нужно иметь достаточный уровень доверия к детям и понимание назначения данного вида игр, чтобы не разрушать их специфику.

Организация пространственных игр при всей своей внешней простоте представляет для педагога специфическую трудность, связанную с его позицией. Педагогу очень сложно отстраниться от происходящего, не влияя на него, предоставляя результату появиться самому в стихийном процессе. При этом большим заблуждением будет отнесение пространственной игры к стихийному процессу. Педагогическую позицию взрослого в ней обозначаем очень четко: «Я создал условия для тебя и нахожусь рядом, но не вмешиваюсь, потому что уважаю тебя и верю, что ты способен справиться со своими проблемами сам. Научись оправдывать доверие других, научись предвидеть. Для этого ты должен учитывать поступки других». Выделение подобной позиции взрослого приоритетно - это необходимое условие для овладения ребенком своим поведением. Как только расширяете границы вмешательства взрослого, дети тут же перекладывают функции контроля за ситуацией на него, и саморегулятивные процессы приостанавливаются [3].

Целевая задача взрослого - создание условий, в которых появление критических ситуаций будет невозможно. Главное в этой работе - обязательное соблюдение единственного правила игры. Ребенок, нарушивший его, должен выбывать. Мы, взрослые, в реальной жизни нередко отступаем от установленного нами же порядка. Поэтому дети изначально привыкают к допущениям и уступкам, что приводит к размытости, неопределенности правил и необязательности их выполнения, По этой причине, впервые сталкиваясь с обязательностью требований, дети проявляют бурный протест, что представляет серьезное испытание для взрослого. Особенно трудно взрослому выводить из игры того, кто «сделал больно себе». Кажется, ребенок и так уже

наказан, зачем наказывать его повторно, лучше пожалеть. Своими уточняющими вопросами мы напоминаем о необходимости соблюдения правил. Вслед за этим обычно идет снятие напряжения, и дети быстро находят формы игрового взаимодействия. Ценным является и то, что педагог не морализирует, не объясняет, как надо делать, а направляет ребенка в зону самостоятельного поиска организации собственного действия и поведения [4]

Таким образом, казалось бы, минимальное присутствие взрослого обеспечивает высокую степень самоорганизации детей, поскольку он находится в ситуации постоянного слежения, но вмешивается в самых крайних случаях. По нашим наблюдениям, уже к 3 - 4 сеансу игры все дети достаточно хорошо ориентируются в условиях пространственной игры и подчиняются им.

Опыт проведения пространственной игры с детьми с туберкулезной интоксикацией показал ее высокую эффективность в коррекционно- педагогической работе. Она легко и с удовольствием осваивается данными детьми, поскольку пространственная игра заложена в самой природе ребенка и не требует дополнительных инструкций и пояснений. Результат игры (самодвижение, перемещение, постоянно изменяющаяся реорганизация пространства, требующая как внутренней, так и внешней согласованности усилий от каждого ребенка) влияет на повышение двигательной активности детей, а, следовательно, и на укрепление их здоровья. Уровень самоконтроля за своими действиями у детей в пространственных играх становится гораздо выше, чем в реальной жизни и в других играх. Использование игры показало, что в ней имеются очень большие возрастные различия. Однако специфика ее применения на разных возрастах одинакова, что способствует объединению детей разного возраста в игре.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пространственные игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с туберкулезной интоксикацией
Опубликовано: 10 марта 2021 в 17:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пространственные игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с туберкулезной интоксикацией» (включая файлы) размещена пользователем Васильева (УИ 2139834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД