Бутикова Оксана Сергеевна
Роль прогулок в режиме дня детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в режиме дня детского сада занимает прогулка.
Сухомлинский В. А. говорил, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Таким образом, совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Публикация «Роль прогулок в режиме дня детского сада» размещена в разделах
Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке поддерживаем и развиваем у детей интерес к исследованиям, развиваем восприятие, мышление, речь. Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
При организации прогулки мы учитываем, прежде всего, подбор разных видов игр и оснащение игровой деятельности в зависимости от времени года, например, зимой «Два Мороза», «Снежные круги»; летом – «Лягушки и цапля», «Медведь и пчелы».
Подбирая игры для дневной прогулки, учитываем предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка, требующих сосредоточенного внимания, планируем игры подвижного характера. Проводим их со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы», вторая - более спокойная («День и ночь»).
После физкультурных и музыкальных занятий планируем игры средней подвижности («Совушка», «Цветные автомобили» и др.) Проводим их в середине или конце прогулки.
Для самостоятельной двигательной деятельности на участок выносим скакалки, обручи, кегли, мячи. Для упражнений с этими предметами отводятся определенные места, чтобы дети не мешали друг другу.
На прогулке мы следим чтобы дети играли в разные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые. Многие игры успешнее развиваются на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии.
В любое время года на участке организуем различные творческие игры. Эффективно используется имеющееся на участках игровое оборудование. Здесь же на участке находится рабочий стол с выносными игрушками, материалами и инструментами.
Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, врачи и медсестры оборудуют поликлинику, продавцы выставляют товар на витрину.
Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! Однако дети не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.
Ролевую игру, в отличие от подвижной игры, дети не всегда умеют самостоятельно организовать. Поэтому приходится принимать непосредственное участие в игре, в распределении ролей. Мы, конечно, постепенно приучаем детей самостоятельно разрешать поставленные задачи, рекомендуя ребенка на определенную роль.
Стараемся сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые способствовали бы установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, и т. д. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо знакомить детей с трудовыми подвигами людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними.
На свежем воздухе игра и труд часто естественно объединяются. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, убирая участок, становится дворником, труд плавно переходит в игру «Кто быстрее соберет листья?», «У кого больше камешков?» и др.
Мы стараемся привлечь каждого ребенка к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. Чтобы выполнить эту задачу, мы стараемся создать все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.