НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Конспект занятия «Прогулки осенью» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НАБЛЮДЕНИЯ
Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
НАХОЖДЕНИЕ ОСЕННИХ ПРИМЕТ
Публикация «Конспект занятия „Прогулки осенью“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.)
Приметы: теплая осень к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».
Стихотворения:
СЕНТЯБРЬ
В этот месяц, что ни год,
В школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою,
Ярких астр букет несет.
Загадки: Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг. (Сентябрь.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.
«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
Труд на участке. Вместе с воспитателем дети навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья.
Индивидуальная работа
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.
Поговорки и пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит».
Дидактическая игра «Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
Игра-забава «Узнай по звуку».
Цель: развивать наблюдательность.
Ход игры. Воспитатель выносит на улицу игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл, дети прислушиваются, как звучит каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий. Ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.
Опыт «Уличные тени».
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:формировать понятия о смене времен года;уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. А. Майков
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.
Вопросы. Какие вы знаете признаки осени?Что делает человек осенью?Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельность
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)
Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДНЯ
Цели: обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность.
В начале сентября солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое. Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их, напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас. Отмечает уменьшение светового дня, утром уже не хочется вставать рано, так как на улице темно, и вечером рано темнеет.
Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю.
Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет».
Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».
Подвижная игра «Угадай, что поймал».
Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д., вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.
Труд на участке. Уборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы.
РАССМАТРИВАНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ
ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ
Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.
Обратить внимание детей на растения. Вспомнить формы, части растения, какие условия необходимы для нормального роста и развития, какую функцию несут части растения (ствол, корни, листья, чем деревья и кустарники отличаются друг от друга и какие у них есть сходства (найти их на участке, рассмотреть сирень и вяз, потрогать стволы руками, сравнить листья сирени и вяза).
Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.
Стихотворения:
ОСЕНЬ
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат. Е. Головин
Загадки:
Вот художник золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды – зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень.)
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
Русская народная игра «Мячик кверху».
Труд на участке. На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВЯЗЬЮ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ
Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота состояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.)
Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Стало прохладно, птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой шкурой и т. д. Находить эту связь в ближайшем окружении. Напомнить приметы осени. Отметить самых находчивых и активных детей.
Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Стихотворения:
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют
кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Кавказская народная игра «Перетягивание». Цель: развивать силу, ловкость.
Ход игры. На площадке чертится большой круг. Он делится пополам чертой. По обе стороны от нее, спинами друг к другу, становятся два участника игры. На них надевается стальной обруч. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет, тот и выиграл.
Правила игры. Начинать тянуть следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног.
Наблюдение за рябиной
Цели-продолжать наблюдение за рябиной осенью;учить находить сходство и различия красной и черной рябины.
Ход наблюдения
С рябиной свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу
Лишь в комнату вошел
. Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки —
Влажные и яркие,
В каплях — бусинки росы
дивительной красы.
Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Вопросы. Какие звери любят ягоды рябины?Какие птицы клюют ягоды рябины?Как рябина используется в народном хозяйстве?
Исследовательская деятельность-Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Сравнить красную рябину с другими деревьями. Найти сходство и отличия.
Трудовая деятельностьПосле сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника. - учить оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра «Поймай мяч». : учить ловить и передавать мяч.
Индивидуальная работаБеседа на тему: «Какая профессия на земле самая важная?» :расширять знания о представителях различных профессий;формировать словарный запас. Солнце — источник тепла и света-формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе
Солнце — источник тепла и света
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы. -Что нужно для роста растений, животных?Что дает солнце?
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Исследовательская деятельностьПредложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Трудовая деятельностьПомощь детям младшей группы в уборке территории. : развивать трудолюбие, желание помогать малышам.
Подвижная игра «Пожарные на ученье».-закреплять умение лазать по стенке;
развивать внимание.
Индивидуальная работа «Попади в обруч». : упражнять в метании в цель.
Наблюдение за пауком
Цели:— продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;
формировать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
Когда лапы на дорожке
Ходят — это мои ножки,
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы — это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответь на вопросы.
Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (Паук.)
***
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети. (паучок).
-Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)
Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками ибабочками.)Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)
Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)
Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и засыпают до весны.)
Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.)
Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух — головогрудь и брюшко.)
Исследовательская деятельность
Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)
Трудовая деятельностьПересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы). :
продолжать учить осторожно окапывать вокруг цветка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;
- воспитывать любовь к растениям.
Подвижные игры «Один — двое», «Пройди бесшумно».-учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.
Индивидуальная работа-Продолжительный бег в медленном темпе. -: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы. Какие бывают камни?Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, крем-ний.)Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте?К какой природе они относятся? Почему?Какие камни прочнее? Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?Могут ли камни издавать звуки?Сравните камни на участке и в овраге.
Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)
Исследовательская деятельностьРассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельностьСбор камней на участке и выкладывание из них композиции. -учить трудиться сообща;развивать творческое воображение.
Подвижные игры «Камень, ножницы, бумага».-учить внимательно слушать воспитателя;развивать усидчивость.
«Ловкая пара» : учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работаРазвитие движений: закреплять умение бросать мяч в цель
Наблюдение за грибами на экологической тропе
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Ход наблюдения
Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Как увидим, что он близко —
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко —
Белый гриб встал на пути!
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится.
Грибы — удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.
Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов. Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.
Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята — съедобные, а несъедобные — бледная поганка, мухомор.)
Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя — можно отравиться.)
Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.) Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления -долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Пони, что грибы очень нужны в природе». Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)
Трудовая деятельностьПриведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.
- развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижная игра «Мяч водящему» : упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.
Индивидуальная работаРазвитие движений: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра;расширять знания детей о неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
-Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельностьОпределить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? ( С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Трудовая деятельностьУборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры «Коршун и наседка» : учить слушать команды воспитателя;развивать внимание.
«Ветер» : закреплять представления о связях в природе;учить внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах;воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы. - Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
-Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
-Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
-Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)-Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
-Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом, некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета» : построиться клином, прямой линией и т. д. Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Исследовательская деятельностьПредложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
П и «Гуси-лебеди» : совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом» :развивать физические качества -быстроту, ловкость;совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа-Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля). : развивать двигательную активность.