Олеся Москаленко
Картотека осенних прогулок
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1
Цели; расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между измене-ниями в природе и положением солнца.
Наблюдение за продолжительностью дня
Педагог замечает, что солнце светит ярко» долго (как солнце грело летом и как греет теперь); он обращает внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером, в какой стороне оно всходит, где садится; отмечает расположение солнца по освещенности окон и участка.
Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; солнце в туман садится - к дождю.
Публикация «Картотека осенних прогулок» размещена в разделах
Поговорки н пословицы: «Осенью серенькое утро, краснень-кий денек»; «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
Стихотворение:
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый - Желто-розовый, кленовый.
В. Авдиенко
Загадки:
В этот месяц, что ни год, в школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою, ярких астр букет несет.
Я. Мазин
Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг. (Сентябрь.)
Источник Т. Г Кобзева. стр 8 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 2
Цели: развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.
Педагог и дети поворачиваются к солнышку, протягивают руки, греют их. Педагог просит охарактеризовать погоду, используя в речи как можно больше прилагательных (осенью ночи становятся прохладными, а день еще теплый); отмечает вместе с детьми по термометру температуру воздуха и разницу температур утром и в дневное время, записывает ее.
Наблюдение за изменением температуры в течение дня
- На вечерней прогулке сравнить температуру воздуха по тер-мометру с утренней, подумать, почему она стала выше (солнце нагрело воздух).
Приметы: много желудей в сентябре на дубе - к лютой зиме; багровые зори - к ветру.
Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвет, и льет, и снизу метет»; «Осень велика - зима долга».
Стихотворение:
Потемнели ветви, от воды туман,
Гонит тучи ветер из холодных стран.
Осень на излете, лес промок насквозь,
Клюкву на болотах ищет старый лось.
А. Степанов
Загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен И елочек. Я. (осень).
Источник Т. Г Кобзева. стр 10 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 3
Цели: расширять представления о многообразии живой и неживой природы; учить чувствовать и понимать красоту ок-ружающего мира, видеть многообразие примет осени.
Наблюдение за туманом
- Что такое туман? (При густом тумане ничего не видно, как будто разлит кисель; чем дальше предметы, тем более рас-плывчаты их очертания.) Сравнение впечатлений на прогулке (предметы видны чуть четче, потому что находятся ближе и рядом с землей; при восходе солнца туман садится и совсем опускается на землю). Педагог рассказывает, что туман - это при-родное явление, когда от перепадов температуры частицы влаги повисают над землей, а при нагреве воздуха солнцем влага опускается на почву - туман проходит.
Источник Т. Г Кобзева. стр 12 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 4
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следст-венную связь между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе (стало ночью прохладно - появилась роса, пригрело солнце - роса испарилась).
Наблюдение за росой
Красивые серебристые капельки лежат на траве и земле. (Нужно потрогать и определить, на что похожа роса.) Роса - это капельки влаги, которые за ночь собираются на поверхности растений и почвы; при попадании солнечных лучей они перели-ваются всеми цветами радуги, как драгоценные алмазы; через некоторое время влага испаряется, роса пропадает.
Источник Т. Г Кобзева. стр 12 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 5
Цели: учить называть растения, которые растут на огороде.
Наблюдение за растениями на огороде
Вопросы: Что изменилось на огороде? Что здесь выращи-вают? Какие овощи были посажены? Что можно из них приго-товить? Все ли растения есть на грядках? Если некоторые уже убраны, то какие? (Картофель, кабачки, болгарский перец.) Какие овощи еще дозревают? (Томаты, баклажаны)
Приметы: ночью был иней - к ветру; роса ночью выпала обильно - не будет ни грозы, ни ливня; много одежек на луко-вицах - быть холодной зиме.
Поговорки и пословицы: «От сентября к лету поворота нету»; «Срубили кусты - прощай, птицы!»; «Лук от семи недуг».
Стихотворение: ОГОРОД
Осенью нас согревают В огороде поспевают
Солнца желтого лучи. Разные овощи.
Загадки:
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (Роса.)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она -
Скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)
Источник Т. Г Кобзева. стр 14 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 6
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, расширять знания о небесных светилах.
Наблюдение за небом
Как меняется цвет неба осенью? (Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям становится светлее. Его стало как бы больше из-за того, что многие деревья начали терять листву и сквозь их ветви про-сматривается небо.)
- Что (кроме облаков) видно на небе днем и ночью? ( Небесные светила: днем - Солнце, ночью - Луна и звезды.)
- Расскажите о красоте вечернего неба. Сколько красок на небе при заходе солнца? Что вы наблюдаете, когда вечером идете домой? (Солнце садится за горизонт, звезд и Луны еще не видно.)
- Что вы знаете о ночных небесных светилах?
Приметы: на небе несколько дней подряд видны белые облака - к похолоданию; ночное небо звездное - будет солнечная погода; луна в тусклой дымке - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд»; «Сентябрь без плодов не бывает».
Загадки:
Махнула птица крылом
И покрыла весь свет черным пером. (Ночь.)
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)
Стихотворение:
Вот и лето прошло, пролетело,
Сколько радости было в нем!
Сколько счастья, тепла и света Было в радостном лете том.
Источник Т. Г Кобзева. стр 16 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка №
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.
Наблюдение за солнцем
Наблюдение за теплыми лучами солнца (зарядиться энергией солнца). Каково значение солнца для живых организмов? Что будет, если Солнце внезапно погаснет?
Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.
М а т е р и а л: таз с водой, зеркало.
Ход опыта. Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. По-ворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его Составляющие. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Примета: солнце взошло быстро и светит ярко - погода пе-ременится. Поговорки и пословицы: «Батюшка сентябрь не любит баловать»; «В сентябре держись крепче за кафтан».
Стихотворение:
СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Источник Т. Г Кобзева. стр 18 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 7
Цель: формировать у детей представление о том, как ветер формирует облака и тучи; развивать умение видеть красоту неба, творческое воображение; учить рассуждать, делать открытия.
Наблюдение за облаками
- Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками? Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут, (Облака.). Воспитатель вопросами помогает детям понять переносный смысл слов: «Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня». Определение количества облаков на глаз, характеризуя небо словами «ясное», «облачное», «пасмурное»; направление движения облаков относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий. Наблюдение за тем, как облако медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Фантазирование «На что похожи облака?».
Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде; облака движутся с юга на север - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «В сентябре прохладно, да сытно»; «В сентябре и лист на дереве не держится».
Стихотворения:
ОБЛАКА
Облака, облака - кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные.
С. Михалков
Источник Т. Г Кобзева. стр 20 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 8
Цели: продолжить знакомство с явлениями природы, со свой-ствами воздуха; развивать любознательность.
Наблюдение за воздухом, ветром
Наблюдение за окружающим пространством. Без чего мы Це можем жить? (Вез воздуха.)
- Вспомните свойства воздуха.
Взять пустой пакет, затем надуть его.
В ы в о д: в человеке тоже есть воздух.
Опыт «Буря».
Цель: доказать, что ветер - это движение воздуха.
Ход опыта. Дети делают парусные кораблики. Опускают в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут, льшие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)
Вывод: ветер - это движение воздуха.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинако-во - к дождю; облака движутся против ветра - к холоду.
Поговорки и пословицы: «Лето со снопами, а осень с пи-рогами»; «Осень студит воду».
Стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье»
В багрец и золото одетые леса.
А. Пушкин
Загадка:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух.)
Источник Т. Г Кобзева. стр 21 «Организация деятельности детей на прогулке»
Карточка № 9
Наблюдение за различием деревьев и кустарников (по стволам, по листве)
- Покажите и охарактеризуйте ствол дерева. Для чего он нужен растению? (Служит местом прикрепления и опоры для веток, листьев, цветов, плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.) Рассмотреть различные по структуре стволы (береза, ива, тополь, найти отличия. Потрогать стволы руками. (У ивы он с большими бороздами, у тополя, наоборот, гладкий, у березы - самый приметный - белый с черны-ми пятнами.) Педагог обращает внимание на красоту осенних красок, побуждает самостоятельно находить красивое в природе. Рассматривание листьев. Вопросы: Какую функцию несет лист в растении? (Лист - орган воздушного питания и дыхания растения, он состоит из листовой пластинки и черешка, которым он прикрепляется к стеблю; есть листья, у которых нет черешков, и они прикрепляются к стволу пластинкой - это сидячие листья.) Педагог обращает внимание, что поверхность листовой пластинки у различных деревьев разная: у дуба, например, лист гладкий, твердый; у березы - шершавый.
Приметы: осенью листопад пройдет скоро - ожидай крутой зимы; преждевременное падение листьев - к ранней зиме.
Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не ле-жать в тени»; «Не суди о дереве по коре».
Стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Загадки:
В дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший - Протянет нам десяток рук И тысячи ладошек. (Дерево.)
Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают, и тут пропадут. (Листья.)
Источник Т. Г Кобзева. стр 23 «Организация деятельности детей на прогулке»