Людмила Слободяник
Картотека занятий-прогулок (часть 5)
▼ Скачать + Заказать документы
Май
Прогулка 4
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход наблюдения
Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
Публикация «Картотека занятий-прогулок (часть 5)» размещена в разделах
Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
Что произошло со снегом? (Он растаял.)
Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
Каким стало небо? (Ярко-синим.)
Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
Какая была температура воздуха, когда шел снег?
При какой температуре идет дождь?
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май
Прогулка 2
Наблюдение за подорожником
Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
Как называют май в народе? (Цветень.)
Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.)
Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)
Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
Почему его так назвали?
Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)
Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)
Кто знает, чем может помочь подорожник?
Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.
Трудовая деятельность: Уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра: «Узнай и назови».
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Индивидуальная работа: Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия;
вырабатывать координацию движений. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май
Прогулка 3
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»;
— научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки.)
Как одним словом называются отгадки?-Насекомые.)
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей : голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и Развиваются.)
Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
Как защищаться от насекомых?
Чем питаются насекомые?
Как они передвигаются?
Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)
Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)
Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
Трудовая деятельность: Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры «Перелет пчел».
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой».
Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя. Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание). Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Прогулка 10
Наблюдение за почвой
Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.
Ход наблюдения
Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.
Исследовательская деятельность
Сравнить сухие и влажные комочки торфа.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?
Трудовая деятельность
Переноска торфа на грядки и под деревья.
Цель: закрепить знания о полезном свойстве торфа.
Подвижные игры
«Черное и белое».
Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.
«Зайцы и собаки».
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Наблюдение № 17
Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?
Стихотворение Ф. Льва «Весна-красна» :
На дворе весна-красна!
Чем весна-красна ясна?
Солнцем жарким, светом ярким,
Клейкой почкой, первым листочком,
Небом ясным, солнцем красным.
Наблюдение № 18
Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.
Наблюдение № 19
Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).
Стихотворение «Ты сачком их не лови!» :
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом :
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
Наблюдение № 14
Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?
Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Теплая – холодная
Веселая – грустная.
Наблюдение № 15
Наблюдение № 16
Наблюдение № 24
Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.
Пальчиковая игра «Облако» :
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-
мок.
Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из
стороны в сторону.
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой
В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.
Наблюдение № 25
Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.
Загадка: Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце).
Наблюдение № 26
Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
Наблюдение № 30
Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.
Загадка: На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Наблюдение № 31
Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.
Загадка: Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза (береза).
Наблюдение № 32
Наблюдение № 36
Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.
Стихотворение О. Г. Зыковой «Кукушка» :
О птицах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу – ку-ку, ку-ку.
И в чужие гнезда яйца
Отложу я без стыда,
Потому, что я – кукушка
Своего не вью гнезда.
Я кричу ку-ку, ку-ку,
Клюв не раскрывая.
Посмотрите на меня,
Я одна такая!
Загадка: Мать-отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду (Кукушка).