Зугура Мельник
Прогулка с тетушкой Погодушкой. Конспект НОД по закреплению признаков времён года у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 4-5 ЛЕТ
«ПРОГУЛКА С ТЕТУШКОЙ ПОГОДУШКОЙ»
Цель: Создать условия для активной познавательной деятельности детей по закреплению признаков времен года.
Задачи:
-учить детей обобщать текст загадки по существенным признакам;
Публикация «Прогулка с тетушкой Погодушкой, Конспект НОД по закреплению признаков времён года у детей средней группы» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- учить воспроизводить текст по схемам об особенностях каждого времени года, выделяя наиболее характерные признаки, доказательно строить свои рассуждения;
- развивать диалогическую речь через организацию позитивно- манипуляционного диалога;
- активизировать в речи детей качественные прилагательные;
-развивать эмоции, двигательное воображение, выразительные движения, фантазию в процессе физ. минутки;
-закрепить умения детей, используя модель, подбирать сюжетные картинки с сезонными изменениями в природе;
- закреплять умение имитировать движение людей при ходьбе по снегу, на лыжах так и далее;
-подвести к пониманию связи между температурой и состоянием льда. (Лед превращается в воду от тепла);
-развивать воображение детей, умение мимикой изображать эмоции;
- воспитывать любовь к природе.
Материалы:
-картинки с изображением явлений природы;
-схемы «Времена года»;
-модель «Когда это бывает; сюжетные картинки;
-изображение эмоций;
- две одинаковые, красивые посуды с водой и со льдом, салфетки, подносы для каждого ребенка.
- листочки зеленого, красного, белого, желтого цветов, клей, вырезанные из журналов картинки.
- маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом; в крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Предварительная работа с детьми:
-работа по схемам "Времена года";
-работа с эмоциями; чтение и разучивание стихотворений о временах года;
-наблюдения за веточкой березы в воде;
-рассматривание картин;
-отгадывание загадок по схемам;
-наблюдения на прогулках за изменениями в неживой природе;
-игра с моделью "Когда это бывает?";
-рисование времен года вместе с родителями.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дыхательное упражнение "Вьюга".
Воспитатель предлагает детям встать в круг и раздаёт им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Воспитатель: "Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк".
Дети выполняют упражнение и в это время в группу залетает тетушка Погодушка.
-Здравствуйте ребята! Вы меня ждали? Я тетушка Погодушка! Услышала вьюгу и прилетела к вам!
- Скажите, а вы знаете, какая бывает погода? (хорошая, плохая)
-Если на небе тучи? (пасмурная)
-Если на небе солнце? (солнечная)
- Если дует ветер? (ветреная)
-Если идет дождь? (дождливая)
- А меняется ли у вас настроение от погоды?
- Бываете ли вы такими? (прикладывает, согласно тексту, на лицо - маски-эмоции: веселье, грусть, удивление, испуг, злость).
- Покажите, выражение лица, когда вам дают сладкую конфету.
- Когда сказка грустно заканчивается.
- Как поднимаются ваши брови, когда вы видите огромный шар?
- Покажите, каким стал заяц, когда увидел злого и страшного волка?
- Если вы рассердились, как хмурите брови?
- Сегодня на улице чудесная, весенняя погода, у нас отличное настроение! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку своим друзьям. Я приглашаю вас поиграть со мной.
Коммуникативная игра: "Ветер и тучка".
Раз-два-три-четыре-пять-
Вышла тучка погулять (Шагают).
К тучке ветер подлетает
В догонялки с ней играет, (легкий бег, руки над головой ветер «ш-ш-ш»)
Ветер тучку догоняет
И ладошкой ударяет (хлопают в ладоши над головой)
Бах! Трах! Тарарах! (Делают скользящие удары ладонями друг о друга)
Гром грохочет, просто страх! (Стучат кулаками по бедрам)
Тучка грома испугалась (прижимают ладони к щекам)
И от страха, разрыдалась. (Трут кулачками глаза)
Кап-кап (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладоням другой)
Ай-ай-ай! (Прижимают ладони к щекам и качают головой)
Больше тучку не пугай! (Больше тучку не пугай)
- Понравилась вам игра?
-А теперь, рассаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики полукругом. На мольберте расположены картинки и схемы загадок (времена года).
- Садитесь поудобнее, слушайте внимательно мои загадки.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
- Покажите, пожалуйста, картинку с изображением весны.
- Расскажите, какие изменения происходят весной в природе? (Ответы детей).
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят.
(Осень)
-Покажите, пожалуйста, картинку с изображением осени.
- Расскажите по схеме о сезонных признаках осени.
-Какие изменения осенью происходят в природе?
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
(Зимой)
-Покажите, пожалуйста, картинку с изображением зимы.
- Кто расскажет по схеме о сезонных признаках зимы?
-Какие изменения происходят в природе?
- Что происходит зимой?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я.
(Лето)
-Покажите, пожалуйста, картинку с изображением лета.
- Кто расскажет по схеме о сезонных признаках лета.
- Какие изменения происходят в природе летом?
Молодцы! Отгадали все мои загадки и знаете времена года.
-Какое время года самое холодное?
-Какое время года самое теплое?
-Ребята, у каждого времени года, есть не только свои приметы, но и свои цвета. Хотите увидеть? Тогда отправляемся в путь.
Дети идут друг за другом, и останавливаются возле обруча. На ковре расположена модель времён года.
- Рассаживайтесь вокруг этого красивого коврика.
- Скажите, сколько в природе времён года? (Четыре) На нашем разноцветном ковре тоже 4 цвета.
- Как вы думаете, какой цвет зимы? (белый) Почему, вы так считаете?
- Какой цвет осени? (желтый)
- Почему осень называют «Золотая»?
- Назовите цвет лета? (красный) Что бывает летом красное? (земляника)
- Каким цветом изображена весна? (зеленым) Что появляется весной зеленого цвета?
- Вдруг подул сильный ветер и перемешал картинки зимы, весны, лета и осени.
Дети встают вокруг обруча.
-Вот они, все перепутались. Ребята, мне нужна ваша помощь. Вы поможете мне?
-Сейчас вы услышите песенки времен года. Внимательно послушайте, чья песенка звучит. Выберите картинки этого времени года и положите их на тот цвет, которому картинки принадлежат (Дети выполняют задание).
1. Звучит песенка весны.
2. Звучит музыка лета.
3. Звучит музыка осени.
4. Звучит музыка зимы.
- Проверьте ребята, все ли картинки мы верно разложили?
Молодцы, вы помогли каждому времени года найти свое место.
- Ребята, хотите стать настоящими волшебниками и творить чудеса?
-Тогда я предлагаю произнести вместе со мной волшебное заклинание.
«Топ, топ, хлоп, хлоп.
Вокруг себя повернись
В маленького волшебника превратись»
-Вот мы и стали волшебниками, прошу вас занять места за столом. Закройте честно глазки и не подглядывайте. Итак, волшебство начинается:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Глазки можно открывать!
- Что появилось на столе? (вода)
- Ребята, потрогайте указательным пальцем и скажите, какая вода? (Жидкая, прозрачная, теплая).
Волшебство продолжается!
Еще раз закрывайте глазки, и не подглядывайте.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Глазки можно открывать! (Незаметно, достаю сосуд со льдом)
- Скажите, во что превратилась вода? (в лед)
- А как вы думаете, как это произошло? (ответы детей)
- Возьмите по одной льдинке, и скажите, какой лед? (Дети берут льдинки в руки, рассматривают).
-Льдинка, какая? (холодная)
- На ощупь льдинка гладкая или шершавая? (гладкая)
-Почему, льдинка скользит из рук? (она скользкая)
-Твердая или жидкая? (твердая)
-Какого цвета? Переложите льдинку на другую руку. Какая она? (прозрачная)
-Почему у нас из рук закапали водяные капельки?
-Во что превращается лед от тепла? (в воду, а от холода? (превращается в лед)
- Какая вода? (жидкая, прозрачная, теплая)
-А лед? (твердый, холодный, имеет форму)
-Какие у нас стали руки? (мокрые) Возьмите салфетки протрите их, а теперь какими стали руки? (сухими).
-А салфетка? (влажная)
Итог опыта: Мы с вами узнали, что лед - это замершая вода.
- В какое время года в природе, такое происходит? (зимой)
- В какое время года сосульки начинают таять, появляется капель? (Весной)
-Вам понравилось волшебство? А теперь отдохнем и поиграем.
Физ. минутка.
-Дружно мы в снежки играем
По сугробам мы шагаем, (Идут, высоко поднимая ноги)
-И на лыжах мы бежим
На коньках по льду скользим.
- Встретился нам ручеек, он узок, не широк
Мы его перешагнем
Дальше мы гулять пойдем. (Идут, высоко поднимая ноги)
- Будем в речке плавать, загорать,
И цветочки собирать. («Плавают», «собирают цветы»)
-Любим мы ходить по лужам.
И с дождем мы тоже дружим.
Под зонтом гулять пойдем.
Все мы лужи, обойдем! («в руках зонтики», «обходят лужи»)
- Хорошо мы погуляли! Сейчас закройте глаза. (Тётушка Погодушка разбрасывает листья по группе) Выберите себе листочки, по цвету времени года, которое, больше всего вам нравится.
- Выберите картинки, какие подходят к этому времени года, наклейте их, на свои листочки. Дети клеят и по ходу рассказывают о своей картинке.
-Какое время года? Какие ты выбрал картинки?
-Как аккуратно, и красиво получилось у Тани.
-Таня расскажи о своей картинке.
Молодцы ребята! Украсим картинками наш уголок природы.
- Что вам, больше всего понравилось в нашей прогулке?
- Наша прогулка заканчивается. Мне было очень интересно с вами, но мне пора идти.