Исаева Наталья Владимировна
Прогулка с наблюдениями в форме игры
▼ Скачать + Заказать документы
1 Наблюдение за изменением температуры воздуха и его причина.
Цель: обобщить наблюдения за погодой и показаниями термометра.
Воспитатель подводит детей к выводу, что температура воздуха с каждым днём понижается, становится холоднее. Это связано с тем, что солнце меньше освещает, следовательно, меньше прогревает землю и воздух, поэтому становится прохладно.
Приметы: если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с берёзы не опал – снег ляжет поздно.
Стихотворения:
Всё быстрее облетают клёны,
Темочки:
Всё темнее низкий свод небес,
Всё виднее, как пустеют кроны,
Всё слышнее, как немеет лес,
И всё чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин.
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Показать, что стало холодно. Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Показать, что идёт холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.
Русская народная игра «Большой мяч».
Цель: развивать ловкость движений, быстроту.
Ход игры : Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг, берутся за руки. Водящий с большим мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустит мяч, становится водящим и встаёт за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
2 Рассматривание пожелтевшей листвы.
Цели: развивать умения самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
Воспитатель предлагает полюбоваться красотой осенней природы, обсуждает с детьми, почему опадают листья. (Выслушивает ответы детей и их предположения). Обращает внимание, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. (Слушает их рассказы).
Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья лип и берёз.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья.
По ветру вьются, летят.
Приметы: если берёза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя; когда лист с берёзы и дуба опал чисто – будет для людей лёгкий год.
Стихотворения:
Осень
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с клёнов полетели,
Закружился листьев пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах первый тонкий лёд.
Загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает – когда это бывает?
(Осенью.)
Слетают с ветки золотые монетки.
(Листья.)
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разно образную форму.
Подвижная игра «Лягушки».
Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другие – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».
Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у неё нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква – ква - ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в своё болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.
Труд на участке. Вместе с воспитателем собрать самые красивые по окраске листья для гербария, букета в группе и панно.