Марина Терехова
Прогулка как формирование экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Терехова марина Викторовна
Воспитатель
МАДОУ «ЦРР детский сад «Солнышко»
пгт Агинское, Агинский район Забайкальский край
ПРОГУЛКА КАК ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 5 -6 лет
Аннотация: в данной статье раскрывается социальное значение экологического воспитания детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость прямого контакта ребенка с объектами природы в процессе экологического образования. Автором конкретизируется содержание экологической прогулки – одной из форм ознакомления старших дошкольников с природой. Раскрыты особенности формирования экологических знаний в процессе проведения прогулки. Предлагаются методические приемы проведения прогулок с детьми 5–6 лет.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические знания, прогулка, природа, наблюдение, старшие дошкольники.
Экологические проблемы наших дней прямым образом связаны с пробелами в экологическом образовании – его низкий уровень определяет потребительское отношение человека к природе. Нет сомнения, что именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания жителей планеты с экологическим мировоззрением, отношением к окружающему миру. Детский сад является первой ступенью в системе экологического образования, именно поэтому перед воспитателями встает важнейшая задача – раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого доступным для ребенка образом [1].
Дошкольное детство – это начальный этап становления личности человека, его мировоззрения. Он представляется наиболее благоприятным для естественного формирования основ экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой. Взаимодействие с природными объектами и Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) явлениями никогда не оставляет их равнодушными. Задача педагога – использовать эти предпосылки, то есть, направлять и углублять детский интерес, ориентируясь на воспитательный потенциал окружающей среды. Создаёт прочную основу для дальнейшего развития экологических знаний и экологически целесообразного поведения [5].
В экологическом воспитании используются разнообразные формы работы. Одна из них – экологическая прогулка – обеспечивает возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Она имеет огромное значение в воспитательно-образовательной деятельности детей, предоставляя условия для непосредственного общения с природой в любое из времен года. Прогулка является способом накопления и систематизации элементарных экологических знаний, доступных пониманию старших дошкольников [2].
Суть экологической прогулки заключается в посещении различных экосистем с целью наблюдения и изучения природных объектов в естественных условиях. Прямое взаимодействие и активная деятельность способствуют формированию у детей первичных представлений о взаимосвязях, существующих в природе. Экологические прогулки помогают воспитывать в детях осознано-бережное отношение к родной природе и приобщают детей к участию в природоохранной деятельности.
Содержание целевой прогулки всегда связано с природным окружением, выбранной тематикой, временем года и погодой. Прогулка не должна быть случайной, ее план необходимо заранее продумывать. В процессе подготовки к каждой прогулке необходимо учитывать интересы детей, их настроение. При этом целесообразно использовать различные формы организации – фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальная организация наблюдений на прогулках может применяться для ознакомления детей с сезонными изменениями. В наблюдении могут участвовать и небольшие группы детей (рассматривание Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) растения, ростков, насекомых, паутины и т. д.). Прогулка также предполагает индивидуальную работу.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы – важнейший компонент целевой прогулки. В этом процессе решаются основные программные задачи. Взрослый может ознакомить детей с теми природными явлениями, представления о которых складываются продолжительное время. Ребята наблюдают таяние снега, движение облаков, распускание цветов, закат солнца и т. п. На ежедневных прогулках следует обращать внимание детей на сезонные изменения в жизни растений и животных (набухание почек, появление травы, прилет и отлет птиц, увядание растений, листопад). Педагог помогает дошкольникам подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Воспитатель задает детям вопросы, предлагает загадки и потешки, а детские высказывания дополняет своими пояснениями.
Для того чтобы увидеть красоту окружающего мира ребенку нужна помощь взрослого. Педагог настраивает душу ребенка на восприятие природы, вызывает в ней эмоциональный отклик. Под руководством воспитателя дети учатся понимать эту красоту, накапливают чувственный опыт для глубокого познания окружающего мира и своей роли в нем. Сделать общение с природой более эмоциональным помогает художественное слово: отрывки из стихотворений и прозы, народные пословицы и поговорки, приметы.
Очень важно детям объяснить, что сохранение красоты родной природы невозможно без человеческого труда. Таким образом, прогулка предполагает и трудовую деятельность, направленную на формирование навыков природоохранной деятельности. Она может быть как запланированной (подкормка зимующих птиц, уборка опавших листьев, очистка клумб от увядших растений, так и спонтанной (полив засыхающего растения, уборка мусора). Организация работы в огороде или цветнике должна определяться ее содержанием. Одни задания дошкольники могут выполнять всей группой (посев, посадка, сбор урожая, другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. Для старших дошкольников не исключается организация дежурств по участку в теплое время года [4].
На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом (снегом, льдом, водой, песком, глиной, листьями, а также игрушками, приводимыми в движение силой воды и ветра. Подвижные игры используются не только для закрепления знаний о качествах предметов природы, но и для воспитания умения сопереживать природе, для осознания жизненных потребностей ее обитателей.
Воспитателю стоит продолжить работу и после проведения прогулки. Важно выслушать рассказы детей об их впечатлениях, провести с дошкольниками обобщающую беседу. В последующих занятиях рисованием и лепкой у детей имеется возможность изобразить увиденное на прогулке. Яркие сезонные изменения, наблюдаемые на прогулках, дети могут отображать в календаре природы [3]. Такая форма работы является результативной, именно потому, что погружает ребенка в процесс непосредственного взаимодействия, в практическую деятельность и, как следствие, развивает в нём умение чувствовать красоту природы и стремления к знаниям об окружающем мире.
Список литературы
1. Абдуллаев З. А. Экологические отношения и экологическое сознание / З. А. Абдуллаев. – Ташкент, 2011. – 247 с. 2. Баранникова Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э. Э. Баранникова. – Ульяновск, 2005. 3. Бочарова Н. И. Прогулки в детском саду : пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н. И. Бочарова. – М., 2004. – 156 с. 4. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – М., 1998. – 199 с. 5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А.