Лучший педагог года

Прогулка как формирование экологических знаний

Марина Терехова
Прогулка как формирование экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы

Терехова марина Викторовна

Воспитатель

МАДОУ «ЦРР детский сад «Солнышко»

пгт Агинское, Агинский район Забайкальский край

ПРОГУЛКА КАК ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 5 -6 лет

Аннотация: в данной статье раскрывается социальное значение экологического воспитания детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость прямого контакта ребенка с объектами природы в процессе экологического образования. Автором конкретизируется содержание экологической прогулки – одной из форм ознакомления старших дошкольников с природой. Раскрыты особенности формирования экологических знаний в процессе проведения прогулки. Предлагаются методические приемы проведения прогулок с детьми 5–6 лет.

Публикация «Прогулка как формирование экологических знаний» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические знания, прогулка, природа, наблюдение, старшие дошкольники.

Экологические проблемы наших дней прямым образом связаны с пробелами в экологическом образовании – его низкий уровень определяет потребительское отношение человека к природе. Нет сомнения, что именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания жителей планеты с экологическим мировоззрением, отношением к окружающему миру. Детский сад является первой ступенью в системе экологического образования, именно поэтому перед воспитателями встает важнейшая задача – раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого доступным для ребенка образом [1].

Дошкольное детство – это начальный этап становления личности человека, его мировоззрения. Он представляется наиболее благоприятным для естественного формирования основ экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой. Взаимодействие с природными объектами и Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) явлениями никогда не оставляет их равнодушными. Задача педагога – использовать эти предпосылки, то есть, направлять и углублять детский интерес, ориентируясь на воспитательный потенциал окружающей среды. Создаёт прочную основу для дальнейшего развития экологических знаний и экологически целесообразного поведения [5].

В экологическом воспитании используются разнообразные формы работы. Одна из них – экологическая прогулка – обеспечивает возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Она имеет огромное значение в воспитательно-образовательной деятельности детей, предоставляя условия для непосредственного общения с природой в любое из времен года. Прогулка является способом накопления и систематизации элементарных экологических знаний, доступных пониманию старших дошкольников [2].

Суть экологической прогулки заключается в посещении различных экосистем с целью наблюдения и изучения природных объектов в естественных условиях. Прямое взаимодействие и активная деятельность способствуют формированию у детей первичных представлений о взаимосвязях, существующих в природе. Экологические прогулки помогают воспитывать в детях осознано-бережное отношение к родной природе и приобщают детей к участию в природоохранной деятельности.

Содержание целевой прогулки всегда связано с природным окружением, выбранной тематикой, временем года и погодой. Прогулка не должна быть случайной, ее план необходимо заранее продумывать. В процессе подготовки к каждой прогулке необходимо учитывать интересы детей, их настроение. При этом целесообразно использовать различные формы организации – фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальная организация наблюдений на прогулках может применяться для ознакомления детей с сезонными изменениями. В наблюдении могут участвовать и небольшие группы детей (рассматривание Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) растения, ростков, насекомых, паутины и т. д.). Прогулка также предполагает индивидуальную работу.

Наблюдение за объектами живой и неживой природы – важнейший компонент целевой прогулки. В этом процессе решаются основные программные задачи. Взрослый может ознакомить детей с теми природными явлениями, представления о которых складываются продолжительное время. Ребята наблюдают таяние снега, движение облаков, распускание цветов, закат солнца и т. п. На ежедневных прогулках следует обращать внимание детей на сезонные изменения в жизни растений и животных (набухание почек, появление травы, прилет и отлет птиц, увядание растений, листопад). Педагог помогает дошкольникам подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Воспитатель задает детям вопросы, предлагает загадки и потешки, а детские высказывания дополняет своими пояснениями.

Для того чтобы увидеть красоту окружающего мира ребенку нужна помощь взрослого. Педагог настраивает душу ребенка на восприятие природы, вызывает в ней эмоциональный отклик. Под руководством воспитателя дети учатся понимать эту красоту, накапливают чувственный опыт для глубокого познания окружающего мира и своей роли в нем. Сделать общение с природой более эмоциональным помогает художественное слово: отрывки из стихотворений и прозы, народные пословицы и поговорки, приметы.

Очень важно детям объяснить, что сохранение красоты родной природы невозможно без человеческого труда. Таким образом, прогулка предполагает и трудовую деятельность, направленную на формирование навыков природоохранной деятельности. Она может быть как запланированной (подкормка зимующих птиц, уборка опавших листьев, очистка клумб от увядших растений, так и спонтанной (полив засыхающего растения, уборка мусора). Организация работы в огороде или цветнике должна определяться ее содержанием. Одни задания дошкольники могут выполнять всей группой (посев, посадка, сбор урожая, другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. Для старших дошкольников не исключается организация дежурств по участку в теплое время года [4].

На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом (снегом, льдом, водой, песком, глиной, листьями, а также игрушками, приводимыми в движение силой воды и ветра. Подвижные игры используются не только для закрепления знаний о качествах предметов природы, но и для воспитания умения сопереживать природе, для осознания жизненных потребностей ее обитателей.

Воспитателю стоит продолжить работу и после проведения прогулки. Важно выслушать рассказы детей об их впечатлениях, провести с дошкольниками обобщающую беседу. В последующих занятиях рисованием и лепкой у детей имеется возможность изобразить увиденное на прогулке. Яркие сезонные изменения, наблюдаемые на прогулках, дети могут отображать в календаре природы [3]. Такая форма работы является результативной, именно потому, что погружает ребенка в процесс непосредственного взаимодействия, в практическую деятельность и, как следствие, развивает в нём умение чувствовать красоту природы и стремления к знаниям об окружающем мире.

Список литературы

1. Абдуллаев З. А. Экологические отношения и экологическое сознание / З. А. Абдуллаев. – Ташкент, 2011. – 247 с. 2. Баранникова Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э. Э. Баранникова. – Ульяновск, 2005. 3. Бочарова Н. И. Прогулки в детском саду : пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н. И. Бочарова. – М., 2004. – 156 с. 4. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – М., 1998. – 199 с. 5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А.

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Что растет у нас на грядке?» Цель: расширить и конкретизировать.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за бабочками" Цель: расширять знания детей о бабочках,.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знанийКонспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знаний Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за гусеницей" Цель: расширить знания детей о гусенице,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за кузнечиком» Цель:расширять знания детей о кузнечике,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель: продолжить знакомство с разнообразием.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за шмелем» Цель:расширять знания детей о насекомом.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдения за георгином" Цель: расширить знания детей о растении.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией» Цель: формирование представлений о многообразии цветов. Задачи. Образовательные: дать детям представление о петунье, прививать познавательный.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прогулка как формирование экологических знаний
Опубликовано: 18 марта 2021 в 07:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Прогулка как формирование экологических знаний» (включая файлы) размещена пользователем Марина Терехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД