Ольга Ефремова
Программные задачи организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
организации
игровой деятельности
Подготовила воспитатель: О. В. Ефремова
Сентябрь 2021
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через игровую деятельность.
Главное нововведение программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — это нацеленность на создание пространства детской реализации.
Целью работы педагогов является – поддержка творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Публикация «Программные задачи организации игровой деятельности» размещена в разделах
Дошкольнику труднее всего дается бездействие, ребенок не может ничего не делать, он должен быть все время чем-то занят, причем занят чем-то важным и интересным для него.
Задача взрослого так организовать процесс, чтобы максимально обогатить детскую жизнь интересными и полезными специфически детскими видами деятельности и создать детям условия для самореализации и проявления инициативы.
Сегодня организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности.
По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно классифицировать следующим образом:
взрослый организует (занятия, кружки, секции);
взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности);
взрослый создает условия для самореализации (проектная деятельность);
взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная деятельность, образовательное событие);
взрослый не вмешивается (свободная игра).
Обогащенные игры в центрах активности
(взрослый помогает)
Центры активности — это один из элементов ПДР (пространство детской реализации). Центры активности предназначены в первую очередь для самостоятельных занятий детей, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам.
Важно, чтобы центры активности были наполнены разнообразными интересными для детей материалами, материалы были доступны и знакомы детям (дети знали, как с ними обращаться, чтобы материалы периодически обновлялись в соответствии с программой и интересами детей.
Педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать детям реализовать свои замыслы.
Задачи педагога
Наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснить, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия и пр.).
Помогать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности.
Следить, чтобы каждый ребенок нашел себе интересное занятие.
Ожидаемый образовательный результат
Развитие инициативы и самостоятельности, умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности.
Развитие умения договариваться, способности к сотрудничеству и совместным действиям.
Проектная деятельность
(взрослый создает условия для самореализации)
Проектная деятельность — один из важнейших элементов ПДР (пространство детской реализации). Проекты бывают трех типов: творческие, исследовательские и нормативные. Главное условие эффективности проектной деятельности — это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого — в создании условий.
Задачи педагога
Заметить проявление детской инициативы.
Помочь ребенку (детям) осознать и сформулировать свою идею.
При необходимости, помочь в реализации проекта, не забирая при этом инициативу.
Помочь детям в представлении (предъявлении, презентации) своего проекта.
Помочь всем (участникам проекта и окружающим) осознать пользу, значимость полученного результата для окружающих.
Ожидаемый образовательный результат
Развитие инициативы и самостоятельности.
Формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства и собственной значимости для сообщества.
Воспитание стремления быть полезным обществу.
Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией).
Развитие регуляторных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели).
Развитие коммуникативных способностей (умение презентовать свой проект окружающим, рассказать о нем, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми).
Образовательное событие
(взрослый участвует в процессе наравне с детьми)
Образовательное событие — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Событие — это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения.
А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей.
Задачи педагога
Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей.
Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая прямых подсказок и указаний.
Помогать детям планировать событие так, чтобы они смогли реализовать свои планы.
Насыщать событие образовательными возможностями, когда дети на деле могут применить свои знания и умения в счете, письме, измерении, рисовании, конструировании и пр.
Ожидаемый образовательный результат
Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Формирование детско-взрослого сообщества группы.
Развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Развитие способности на практике применять полученные знания, умения, навыки.
Развитие регуляторных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели).
Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией).
Свободная игра
(взрослый не вмешивается)
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно создать условия для игры, то есть предоставить детям достаточное время, место и материал (игрушки). Ну и конечно воспитатель должен развивать детскую игру, так как современные дети играть не умеют. Именно в игре развивается личность ребенка, его умственные и физические качества.
Задачи педагога
Создавать условия для детских игр (время, место, материал).
Развивать детскую игру.
Помогать детям взаимодействовать в игре.
Не вмешиваться в детскую игру, давая детям проявить себя и свои способности.
Ожидаемый образовательный результат
Всестороннее развитие детей (физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое).
Развитие детской инициативы.
Развитие умения соблюдать правила.
Развитие умения играть различные роли.
Развитие способности взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликты.