Усова Светлана Васильевна
Программа экологического воспитания детей «Земля — живая планета»
Программа экологическое воспитание детей.
«Земля – живая планета»
Содержание программы.
1. Пояснительная записка.
2. Цель программы. (Цель и задачи программы)
3. Содержание программы.
I. Пояснительная записка
Публикация «Программа экологического воспитания детей „Земля — живая планета“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. .Обострение экологической проблемы диктует необходимость просветительной работы по формированию у школьника экологического сознания.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, способность предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В начальной и средней школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом зависит от того, осознают ли они её ценность,насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам.
II. Цель программы :
Содержание программы направлено на достижения цели экологического воспитания младшего школьника- сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи программы.
Обучающие:
1. дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
2. научить применять на практике полученные знания;
3. помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
2. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
3. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
Воспитывающие :
1. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
2. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
3. воспитывать потребность в общении с природой;
4. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
5. способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
6. воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
7. воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Коррекционные:
Способствовать коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья
III. Содержание программы.
1. Экологическое воспитание
Цель: Сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Содержание программы по классам составляет отдельные взаимосвязанные блоки, которые можно представить в следующем виде:
1. «Мир вокруг нас»
2. «Царство живой природы»
3. «Зелёная аптека»
4. «Человек и экология»
Сентябрь:
Природа: Цель: Учить различать объекты живой и неживой природы, дать представления о воздухе и воде, уточнить и расширить представления о растительном и животном мире. воспитывать бережное отношение к природе.
1 неделя Беседа «Что нас окружает»
2 неделя Беседа «Про воздух и про воду»
3 неделя Беседа «Среди растений»
4 неделя «В мире животных»
Октябрь:
«Кто где живёт, что где растёт» Цель :Развивать наблюдательность,познавательные интересы, воспитывать любовь к природе, развивать речь детей, пополнять словарный запас детей.
1 неделя Экскурсия в осенний лес.
2неделя. Беседа «Деревья.»
3неделя Беседа «Домашние животные»
4неделя Беседа «Дикие животные»
Ноябрь:
«Дикорастущие культурные растения» Цель: Знакомство детей с дикорастущими растениями, грибами, ягодами, правилами их сбора.
1неделя «Ягоды»
2неделя «Грибы»
3неделя «Дикорастущие кустарники»
Декабрь:
«Зима- покой природы» Цель: Конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, образ жизни животных зимой, уточнить представления о жизни зимующих птиц.
1неделя «Как звери в лесу зимуют»
2неделя «Пернатые друзья»
3неделя Экскурсия в зимний лес.
4неделя «Откуда берутся снег и лёд»
Январь:
«Хвойные деревья» Цель: Знакомство с хвойными деревьями.
1 неделя Беседа «Почему у ёлки зелёные иголки»
2 неделя Наблюдение «Что такое хвоинки»
Февраль:
«Загадки природы» Цель :Закрепить знания детей о явлениях природы.
1неделя «Почему зимой холодно?»
2неделя «Вьюги и метели».
3неделя -4неделя «Столовая для птиц»
Март:
«Весенние секреты» Цель: Расширить знания детей о явлениях природы весной,о животном и растительном мире.
1неделя. Беседа «Весенние секреты»
2неделя Экскурсия в лес»Лиственные деревья»
3неделя Беседа «Животные весной»
Апрель:
. «Зелёная аптека» Цель: Знакомство с лекарственными растениями.
1неделяБеседа «Зелёная аптека»
2 неделя «Правила сборки лекарственных растений»
3 неделя Беседа «Их надо охранять»
4 неделя Практическое занятие «зелёная аптека»
Май:
»Береги природу» Цель» Призвать детей бережно относиться к природе.
1неделя Беседа «Как вести себя в лесу»
2неделя Экскурсия в весенний лес. «Наблюдения за деревьями»
3неделя» Путешествие в царство Наблюдения за облаками»
комнатных растений»
4 неделя экскурсия в лес.