Ковалева Татьяна Владимировна
Программа воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Ковалева Татьяна Владимировна,
Старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №4
комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Программа воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Несмотря на разнообразие программ воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте, большую актуальность приобретает программа развития культуры поведения дошкольников через социально-коммуникативное взаимодействие. Данное направление деятельности детского сада актуально тем, что позволяет через взаимодействие с дошкольниками достигать положительных результатов, связанных с их развитием в культурном аспекте формирования образа себя [1].
Содержание данной программы представляет формирование таких нравственных качеств, характеризующих культуру поведения в социуме, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Весь спектр формируемых нравственных качеств на основе социально-коммуникативного взаимодействия не ограничивается каким-то общим базовым построением занятий, а связан с теми особенностями детей дошкольного возраста, которые преобладают в группе детского сада непосредственно. Например, если для детей является огромной трудностью установление дружеских контактов со сверстниками, то целесообразным будет проведение занятий такого плана, как: «Дружба начинается с улыбки», «Подари улыбку другу», «Как здорово дружить и дружбой дорожить». Если же проблема связана с тем, что дошкольники ещё недостаточно овладели привязанностями к родителям и значимым близким (в ситуациях дефицитарного развития личности, то целесообразным будет проведение таких занятий, как: «Моя мама и я», «Моя семья», «Зачем мне родители», и так далее [3,4,5].
Методы реализации воспитательных задач в программе социально-коммуникативного развития личности дошкольника, связанного с формированием культуры поведения в социуме, ограничены двумя направлениями: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
1. Воспитание нравственных привычек;
2. Пример взрослого или других детей;
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
4. Организация совместной деятельности;
5. Совместная игра [2, c. 59].
Нравственное воспитание детей при помощи реализации программы социально-коммуникативного развития предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний [1].
Таким образом, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а стирается и растворяется в коллективе.
Предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек, либо на формирование представлений, оценок и суждений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа социально-коммуникативного развития личности дошкольников, направленная на формирование нравственных основ, характеризующих культуру поведения в социуме, предполагает всестороннее развитие всех основных психических новообразований, соответствующих дошкольному возрасту. На основе работы в рамках программы социально-коммуникативного развития становится возможным формирование навыков коммуникативного межличностного взаимодействия дошкольников, формирование представления о важности и значимости коллектива для жизни человека, а также развитие того или иного уровня культуры поведения, связанного с взаимодействием в социуме.
Рекомендации для родителей
В целях воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста нравственно-волевых качеств личности нами была разработана программа для родителей.
Игровая терапия позволяет получить реалистичный образ дошкольника. С помощью игровой терапии возможно:
• Увидеть реалистичный образ дошкольника;
• Качественно развить эмоциональную сферу дошкольника, помочь ребенку доверять окружающим;
• Облегчить сложный адаптационный период. Во время игровой терапии можно освободить малыша от стресса, который может с ним произойти по причине страха, отъезда матери;
• Развить у ребенка сенсорику. Игровая терапия помогает познать ощущения, развить интеллект, мелкую моторику, правильную речь и найти творческий потенциал малыша. Во время игры ребенок накапливает колоссальный социальные опыт и развивает коммуникативные способности;
• Помочь в познании окружающего мира, его исследовании. В игре дети могут проводить опыты и ставить эксперименты, делая выводы из полученных результатов;
• Развить гармонично развитую личность;
• Выявить основные проблемы, возникшие в ходе воспитания ребенка. Играя, родители могут столкнуться с переживаниями малыша по поводу отношений с окружающим миром.
Когда взрослые проводят занятия с малышом, они обязательно должны принять во внимание тот факт, что руки ребенка дошкольного возраста еще не настолько развиты, чтобы контролировать силу и направление движений. Зачастую недостаточная сформированность таких навыков становится причиной расстройств среди детей. В этот момент родители должны помочь ребенку, направить его в правильное русло и подсказать, как правильно выполнять то или иное действие. При этом, ни в коем случае нельзя подвергать действия дошкольника критике.
Каждый родитель переживает о своем ребенке и стремится понять эмоции, ощущения и чувства дошкольника. Рассмотрим игры для взаимодействия родителей и их детей. Каждая игра включает в себя элементы игровой терапии.
1. Рисование.
Процесс рисования происходит на мокрой бумаге. Для игры вам понадобится только белый бумажный лист и краски. Лист необходимо будет окунуть в воду, а затем излишки жидкости убрать с помощь поролоновой губки. Выбрав любую яркую краску, нанесите ее на лист и покажите ребенку. Обратите внимание малыша на то, как растекается краска по листу и появляются новые линии. Позвольте ребенку принять участие в эксперименте и повторить ваши действия. После полного высыхания рисунка, вы вместе с малышом можете дать ему название. Может быть это домик в деревне, либо лес, окутанный дымкой тумана, а может утренняя заря. Доверьтесь фантазии своего ребенка.
Отпечатки на бумаге. Оставить печати на бумаге, можно по-разному.
В качестве печати хорошо подходит половинка клубня картофеля, поролон, скомканный кусочек скотча или обыкновенной бумаги. Нанеся на любой предмет краску, можно оставить отпечатки на листе и получить неповторимый рисунок.
Игра под названием «Следы невиданных зверей». Прежде всего взрослому нужно нарисовать на листе бумаги какое-либо животное. Для удобства можно вырезать готовое животное. Для развития фантазии вы можете придумать несуществующее животное. После этого предложите малышу поставить следы нарисованного животного. Комочком бумаги можно изобразить на рисунке летящий снег, а разрезанным пополам клубнем картофеля – солнечный след. Рисунок может быть любым, все зависит от вашей фантазии, и помните, главное – процесс!
Игра под названием «Зимняя сказка». Чтобы сыграть в эту игру, вам необходимо будет подготовить бумагу и небольшой отрезок тонкой нити. Суть игры заключается в рисовании нитью, на которой осталась краска. Окуните нить в краску и проведите по чистому листу, ребенок самостоятельно сможет нарисовать различные узоры.
2. Разбрызгивание краски, кляксы.
В качестве игровой терапии лучше всего подходят такие игры, как «Новогодний салют», «Яркие цвета», «Летит снег». Разбрызгивание краски – интересное и увлекательное занятие, которое любят все дети без исключения. Вам будет необходимо взять лист бумаги, кисточку и краски. Окуните кисточку в любую баночку с яркой краской, после чего аккуратно пальцем ударяйте по ее ворсу под прямым углом. Если поочередно опускать кисточку в баночки с различной краской, то на листе получится настоящий новогодний фейерверк.
3. Штриховка. Каракули. Графика.
Игра «Помощи ежу собрать овощи». Основной предмет, который вам понадобится для игры – это восковые мелки или карандаши. Суть игры заключается в построении прямой дорожки для ежа, которому нужно поочередно собрать овощи и ягоды, нарисованные в противоположной от ежика стороне.
4. Игры с пальчиковыми красками.
Игры «Дорисуй коту усы», «Нарисуй автомобилю все колеса», «Нарисуй колючие иголочки ежу».
5. Игры с пластилином
Игра под названием «Пластилиновые узоры». Каждый ребенок обожает лепить из пластилина. Для того, чтобы получить необыкновенные узоры, необходимо показать малышу, как отделять маленькие кусочки пластилина. После отделения маленького кусочка, катают шарик и затем его сплющивают. Нажав на плоское пятно, можно получить разные линии из пластилина и создать настоящие узоры.
Игра «Пластилиновая мозаика», «Укрась пирог», «Выложи каменную дорожку». Возьмите небольшую доску из пластика или картона и нанесите на ее поверхность незначительный слой пластилина. Толщина слоя должна не превышать 5 мм. Возьмите ножичек и сформируйте очертания будущего рисунка (это может быть пирог, каменная дорожка, возможно курочка Ряба). Предоставьте малышу право выбора кофейных зерен, небольших ракушек, фасоли, гороха или разноцветных бусин. Показывая малышу, как нужно выкладывать, научите ребенка оформить собственную картину.
5. Приемы тесто пластики
Игра «Напечем пирожков», «Яркие бабочки». Когда мама готовит на кухне, вполне возможно организовать совместное времяпрепровождение с ребенком.
Отличной идеей является приготовление пирожков и печенья из соленого теста. Сделайте соленое тесто и добавьте в него натуральные красители. В качестве таковых можно использовать свекольный или морковный сок. Из полученного цветного теста вы сможете сделать печенье или пирожки. Покажите ребенку, как лепить, но не мешайте ему. Полученные формочки уберите в духовку и запеките. После термальной обработку кусочки теста можно использовать по-разному: в качестве оберегов и даже памятных магнитов. Неважно, какой результат получился, главное, что процесс обязательно порадует малыша.
Игра «Ямки». Сделайте тесто и слепите из него небольшие комки. Надавливая пальцами на каждый комок, сделайте углубления, в которые можно спрятать сюрприз. В качестве сюрприза можно использовать изюм, мелкие кусочки ягод, фасоль и горох. Такой творческий процесс возможен с абсолютно любым тестом. Можно запечь полученные комочки и предложить малышу попробовать их.
6. Игры с песком.
При использовании в играх песка, нужен чистый просеянный песок, в котором отсутствуют посторонние предметы, которые могут травмировать малыша.
Покажите ребенку, как пересыпать песочек из емкостей, к примеру стаканов, которые имеют различный размер. Если у вас отсутствует песок, замените его любой крупой с мелкими частицами, например, манной крупой.
Игра «Спрячь ручки». Малышу будет очень интересно спрятать свои ручки в емкость с песком или другими сыпучими крупами. Вы будете искать ладошки ребенка, а он перебирать пальчиками.
Игра «Пересыпаем крупу». Игры с крупами представляют собой огромную пользу для развития маленькой личности. Предложите малышу пересыпать крупу из одной тары в другую. Дайте ребенку совок, лопатку или попросите малыша пересыпать песок с помощью рук.
«В чистом поле жила мышка-норушка. Мышка была очень бережливая и запасалась на зиму кормом. В свое маленькой норке мышка запасалась крупами, хлебом и семенами. Давай поможем мышке-норушке положить каждое зернышко на место. С нашей помощью семена и крупы будут долго храниться, а мышка будет сыта всю зиму».
Игра «Гора песка». Заинтересуйте ребенка песком и подайте идею строительства настоящей горы из песка. Учите его поднимать и забирать песок ребром ладони или лопаткой. «Какая большая гора у нас получилась!» После этого, выстроив высокую гору, закрепите на ее вершине какой-либо цветок. «На вершине нашей горы пробился маленький цветок! Полей его из леечки, чтобы он вырос большим и красивым!».
Игра «Прятки». Возьмите имеющиеся у вас мелкие фигурки животных, человечков либо игрушки, используемые в качестве сюрпризов в киндерах. Закопайте их в песке. «Ты можешь мне помочь разыскать непослушные игрушки, которые скрылись с моих глаз и отказываются появляться. Мы с игрушками затеялись играть в прятки!».
8. Водные игры.
Игра «Кораблики». Налейте в пластмассовый коробок воду и погрузите внутрь кораблики из бумаги. Дайте ребенку задание изобразить бриз, дуя на каждый корабль. Во время игры можно посоревноваться, кто сильнее подует на корабли.
Игра «Переливаем водичку». Попросите малыша переливать воду из разных стаканчиков. Ребенок в процессе игры будет слышать звуки льющейся и текущей водички, параллельно тренируя мышцы рук.
Игра «Ловим рыбку». Возьмите любую емкость и наполните ее водой. Вырежьте из картона изображения рыбок. Можно сделать пластиковых рыбок. Попросите ребенка взять в руки прищепку и попробовать поймать плавающую рыбку. Всех пойманных малышом рыбок нужно будет положить в стоящее рядом ведро.
Игра «Цветная вода». Для игры вам понадобится несколько стаканчиков. Они обязательно должны быть прозрачными, чтобы было видно цвет краски. Окуните кисть в краску, а затем опустите в чистую воду. Обратите внимание ребенка на то, что краска в воде моментально растворяется. Возьмите разные цвета и позвольте малышу самостоятельно поэкспериментировать с красками.
Описанные игры помогут занять ребенка и не требуют финансовых вложений. Однако, для их проведения потребуется время мамы, ее активное участие и внимание к интересам малыша. Не скупитесь на позитивные эмоции и порадуйте малыша своим вниманием. Похвала самого близкого человека и одобрение будут для ребенка гораздо ценнее игрушек. Поощряйте свободу дошкольника в его фантазии, воображении, мыслях и творческих идеях. Постоянно показывайте работы малыша, хвалите его родным и близким.
Гармонично развитый ребенок, который может самовыражаться и радовать окружающих своими успехами, в ваших руках. Дальнейшая судьба вашего родного человека зависит только от того, как вы построите с ним свое общение.
Для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста родителями важно использовать знания об эмоциональном интеллекте ребенка.
Эмоциональный интеллект — это способность замечать и понимать свои эмоции и эмоции других людей и грамотно ими управлять. Родителю стоит опираться на развитие 5 навыков эмоционального интеллекта
1. Самосознание: умение разбираться в своих эмоциях и желаниях, в своих привычках и предпочтениях. Дети обычно точно знают, что им нравится, а что нет.
2. Самообладание: позволяет ребенку действовать обдуманно и осознанно, не подчиняться импульсивным побуждениям, сохранять спокойствие и способность к размышлению в любых условиях. Например, как в знаменитом зефирном тесте: дети с сильной саморегуляцией не ели предложенную зефирку, потому что им пообещали принести две, если они сдержатся.
3. Самомотивация: отдохнуть от задачки, которая никак не выходит и вернуться к ней снова, доделать сложный проект, верить, что все точно получится. Этот навык про целеустремленность, упорство и позитивный настрой.
4. Сочувствие (эмпатия) : умение чувствовать других людей, их эмоции и настроения. Например, заметить, что мама устала и принести ей чай.
5. Социальные навыки : умение управлять отношениями, строить крепкие и экологичные связи с другими людьми. Это значит слушать собеседника, правильно вести диалог, знакомиться с другими ребятами, поддерживать дружбу, выражать несогласие.
Каждая из составляющих эмоционального интеллекта важна сама по себе, но именно в комплексе они работают на повышение эмоциональной компетентности и закладывают основы для будущего успеха ребенка через его реальное восприятие со всеми слабостями и сильными сторонами.
Для развития эмоционального интеллекта и формирования реального образа ребенка можно играть в игры. Приведем пример.
«Банки эмоций»
Нужно подготовить 2 баночки и бумажные смайлики. Каждый вечер родитель предлагает ребенку положить в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку — смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели он смотрит, каких эмоций было больше. Смайлики можно рисовать, перед тем как отправить в банку.
«Градусник эмоций»
Поделиться с ребенком, что настроение можно измерять и рассказать, как это работает: «Для этого существует специальный градусник. С его помощью можно узнать самому и показать другим, как ты себя чувствуешь. Ноль означает, что настроение на нуле, +5 — что сейчас лучше посидеть спокойно, а когда градус настроения +10, тебя не удержать: ты двигаешься, веселишься, с радостью учишься чему-то новому». А еще можно спрашивать ребенка, что сейчас можно сделать, чтобы настроение повысилось на 1 градус.
«Неделька эмоций»
Задача игры: научить ребенка лучше понимать себя. Познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх, отвращение.
Как играть: каждый день предлагайте ребенку выбрать эмоцию дня. Для наглядности можно распечатать картинки с изображением эмоций. Пусть ребенок выберет картинку и расскажет «Сегодня я чувствовал радость/грусть/злость, когда…». Если выражать эмоции пока не получается, можно попросить ребенка нарисовать эмоцию или станцевать ее. Так он научится понимать, что конкретно он чувствует и не бояться своим эмоций.
В целях формирования воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста для родителей рекомендуется в воспитательную деятельность включить следующие компоненты:
Организовать личностные компоненты учебно-игровой среды путем включения воспитателя и ребенка в систему ролевых и межличностных отношений. Позиции субъектов образовательного процесса в учебно-игровой среде должны определяться в зависимости от индивидуальных особенностей отношения к игре, а соответственно - и к избранной роли и является основой активизирующего общения, обмена знаниями, умениями.
Организация учебно-игровой среды предусматривает создание моментов, которые побуждают детей проявлять соответствующие нравственно качества. В содержание игр-занятий нами включались серии заданий, направленных на воспитание у детей определенных личностных качеств. Например, для стимулирования проявления целеустремленности и настойчивости использовались задания на достижение предельного результата, особенно в играх-соревнованиях (достижение максимальной скорости бега, наибольшей длины в прыжках, предельной дальности метания); продлевать время двигательной деятельности; вносить отягощения; до минимума сокращать отдых между упражнениями разной направленности, но большой интенсивности; использовать повторение усвоенных движений в непрерывном режиме и т. д.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о важности коммуникации детей с родителями в процессе развития личности дошкольника. Поэтому родителей необходимо рассматривать в качестве субъектов педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и системы психологического сопровождения, которая направлена на комфортное и всестороннее психологическое развитие детей, и их успешную социализацию.
Таким образом, учет всех представленных выше особенностей применения игр для развития культуры поведения детей дошкольного возраста будет способствовать повышению эффективности взаимодействия родителей и детей.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М., 1990. — 138 с.
3. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества / Б. С. Волков. - М. : Владос, 2010. - 343 c.
4. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М. : Издательство "Скрипторий 2013", 2008. - 96 с.
5. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста /Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - 34-41с.