Татьяна Туркова
Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Объячево
Программа
Воспитание интерес и гражданских чувств к родной стране у детей 4-5-6 лет дошкольного возраста
Составила Туркова Т. Е.
2017
Содержание
1. Пояснительная записка …. 2
2. Цели, задачи, основные направления …. 4
3. Содержательный раздел …. 6
3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»…. 6
3.2. Модель «Взаимодействие с родителями» ….7
Литература …8
Публикация «Программа „Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Пояснительная записка
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [2].
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3] .
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое гражданское воспитание».
В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.
Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.
2. Цель: воспитание интереса и гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
- воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитания уважения к труду;
- расширения представлений о родном селе;
- знакомства детей с символами республики, государства (герб, флаг, гимн);
- развития чувства ответственности и гордости за достижения Коми, России;
- формирования толерантности, чувства уважения к труду человека разной профессии.
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
-развития интереса к русским традициям и промыслам;
Участники взаимодействия: дети, родители воспитанников, педагоги.
Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, экскурсии, обсуждение ситуаций, праздники, д/и, пректы.
К работе привлекались родители дошкольников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.
Основные формы работы: индивидуальные, групповые
Организационные условия
Модель «Совместная деятельность педагога и детей (режимные
моменты)»
-подготовить детализированную карту села с использованием
плоскостного моделирования сооружений и их частей, -подготовить задания для викторины,
-подобрать фотографии, иллюстрации с изображением
Объячева, подобрать документальную и художественную литературу об истории республики,государства
-изготовить д/игры,
-приготовить атрибуты для подвижных игр, -подобрать природный материал для игры-эксперимента, -подготовить художественный материал
Модель «Взаимодействие с родителями»
-мини проекты, подбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением
исторических и современных мест села, республики, России, консультации для родителей, подбор литературы для создания мини-библиотеки, изготовление книжек-самоделок,
Модель «взаимодействие с педагогами»
-поделится опытом;
- показать мастер-класс.
3. Содержательный раздел
3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»
Месяц Тема Задачи Источник
Январь «Я-человек» Обогатить представление о себе и своих сверстниках, учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям Мосалова Л. Л. стр 9.
Февраль «Моя семья» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга; воспитывать желание заботиться о близких. Мосалова Л. Л. стр. 17
Март «Где работают мои близкие» Узнавать и называть людей разных профессий; развивать интерес к профессиям близких людей; воспитывать уважение к людям разных профессий. Мосалова Л. Л. стр. 24
Апрель «Дом, улица, адрес» Беседа о селе, названия улиц, достопримечательности села, о своем доме, традициях. Дать представление о том что такое Малая родина. Мосалова Л. Л. стр. 26-27
Май «Никто не забыт, ничто не забыто» Формировать патриотические чувства о Малой Родине, воспитывать уважение и гордость за ветеранов ВОВ
Июль «Таблетки растут на грядке» Дать знания об овощах, которые растут у нас в селе, познакомить с понятием витамины, выработать заботливое отношение к растениям. Мосалова Л. Л. стр. 12
Август «Транспорт родного села» Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД Зеленова Н. Г. стр 62
Сентябрь «Я живу в республике Коми» Дать представление о карте России, обозначить положение Республики, назвать столицу республики, познакомить с гербом, флагом гимном Республики, природными особенностями Коми
Октябрь Жилище коми человека Сформировать представление о том, как жили раньше в нашей республике, чем занимались люди из прошлого Экскурсия в краеведческий музей
Ноябрь «герои Коми сказок» Обобщить знания детей о сказках, рассказать о Коми сказках и их героях.
Декабрь «Наша страна Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о, России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства Н. Г. Зеленова
Стр 24
3.2. Модель «Взаимодействие с родителями»
Месяц Наглядная информация
январь Мини проект «Мое имя»,
февраль Фото-выставка я и моя семья, изображение гениологического дерева,
Март Статья «активный отдых»
апрель Мини-проект «мой дом»
май Сбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением
исторических и современных мест села
июль Сделать свой мини огород
август консультация «Люби и знай свой край»
сентябрь Мини проект «мое село»
октябрь Статья «Наши привычки – привычки детей»
ноябрь подбор литературы для создания Коми мини-библиотеки
декабрь Подбор фото и изображений на тему «Путешествие по России»
Список литературы:
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников «издательство Скрипторий 2003», 2007
2. Иванова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Т. И. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. – 96 с.
3. Козакова, И. П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И. П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.
4. Л. Л. Мосалова. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, «Детство - Пресс», 2013