Елена Шумилина
Программа внеурочной деятельности «Народные куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности
Муниципальное образовательное учреждение
города Электросталь
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Программа внеурочной
деятельности
Автор: учитель
1 квалификационной категории
Шумилина Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Народные куклы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфи-ческому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное ми-роустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народ-ной куклы.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических про-цессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Занятие проводится один раз в неделю.
Цель курса – Развивать прикладное творчество младших школьников через познание русских народных традиций, носителем кото-рых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию ма-териалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел 1. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
Раздел 2. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел 3. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
Календарно – тематическое планирование.
№ Тема занятия Плановые
сроки про-хождения Скорректированные
сроки прохождения
1 Знакомство с обрядовыми и обереговыми тряпичными куклами в русской культуре. Игровая кукла : Зайчик на пальчик.
2 Игровая кукла : Столбушка.
3 Игровая кукла : Столбушка. Оформление куклы.
4 Обрядовая кукла : Кувадка (среднерусская)
5 Обрядовая кукла : Кувадка (тульская)
6 Обрядовая кукла : Кувадка (вятская)
7 Обереговая кукла : Бессонница.
8 Игровая кукла : Бабочка (1 вариант)
9 Игровая кукла : Бабочка (2 вариант)
10 Обрядовая кукла : Отдарок – за - подарок
11 Обереговая кукла : Ангел
12 Обереговая кукла : Ангел (на основе кувадки)
13 Обрядовая кукла : Птичка (пасхальная голубка)
14 Обрядовая кукла : Пеленашка (изготовление пояска).
15 Обрядовая кукла : Пеленашка (оформление куклы)
16 Обереговая кукла : Колокольчик
17 Обереговая кукла : Колокольчик (оформление куклы)
18 Игровая кукла : Покосница
19 Игровая кукла : Покосница (оформление куклы)
20 Обереговая кукла : Веснянка
21 Обереговая кукла : Веснянка (оформление работы)
22 Обереговая кукла : Веснянка уральская с косой
23 Обереговая кукла : Веснянка уральская с косой (оформление работы)
24 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)
25 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)
26 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)
27 Игровая кукла : Малышок - голышок
28 Игровая кукла : Малышок - голышок (оформление работы)
29 Игровая кукла : Утешница (калужская кукла)
30 Игровая кукла : Барыня (тульская кукла)
31 Игровая кукла : Барыня (тульская кукла). Оформление работы
32 Игровая кукла : Узелковая
33 Кукольная выставка
Список литературы
1. Арапова-Пискарёва Н. А. О развитии программного обеспечения в среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.
2. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).
3. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).
4. Жили-были… : Рус. обрядовая поэзия / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева – СПб. : Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.
5. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).
6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. – Курган: Изд-во КГУ, 2002.
7. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М. : Про-свещение.
8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).
10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
13. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кург. Гос. Ун-т; [Сост., науч. ст. и коммент. : В. П. Фёдорова; Е. В. Рычкова]. – Курган: Редакционно -изд-ий центр Кург. гос. ун-та, 2005.
15. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М. : АРКТИ, 2006.
16. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).
17. Программа кружка русской народной куклы «Василинка» Кадниковой Н. В.