Старикова Ольга
Программа внеурочной деятельности «Народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 компенсирующего вида
города Галича Костромской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 компенсирующего вида
города Галича Костромской области
Программа внеурочной деятельности
Для детей дошкольного возраста
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Народные игры“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Составитель: педагог-психолог Старикова О. А.
2018
Пояснительная записка
Программа «Народные игры» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна программы в том, что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа, учитывает потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия возрождения народных подвижных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода»- гиподинамии. Эти игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость. Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к родной стране.
Цель
-приобщить детей через народную игру к русской национальной культуре.
Задачи:
обучающие
- познакомить детей с многообразием народных игр;
- приобщить к национальной культуре России;
- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
воспитательные
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
развивающие
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей, навыков толерантного поведения
Отличительной особенностью данной программы является то, что она даё т возможность: закрепить навыки, полученные на занятиях; увеличить двигательную активность детям с разными физическими возможностями, позволяя им реализовать потребность в движении и общении со сверстниками; увеличить пребывание на свежем воздухе; дать представление о русских народных играх, составляющих основу национальной культуры России; сформировать навыки толерантного поведения детей.
Содержание и организационные формы реализации, предложенные в программе разработаны на основе следующих принципов здоровьесберегающей педагогики:
принцип оздоровительной направленности;
принцип «Не навреди!»;
принцип активности;
принцип доступности и индивидуализации.
принцип успешности;
Программа рассчитана на детей с 6 лет. Психологической особенностью дошкольного возраста является сензитивность для :
1) раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
2) развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
3) становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
4) усвоения социальных норм, нравственного развития;
5) развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Срок реализации программы «Народные игры» один год.
Тематическое планирование.
Занятие № 1. Вводное. «Здравствуй игра!»
Инструктаж, правила поведения. Ознакомление с особенностями русских народных игр. Традиции русского народа.
Занятие № 2. Считалки «Камень, ножницы бумага», «Мама, папа есть хочу», «Блуждающий мяч».
Занятие № 3. Проведение и разучивание игр: “Платочек - летуночек”.
Пока водящий громко считает: «Раз, два, три!», все участвующие в игре разбегаются в разные стороны. У одного из играющих в руке платок, на котором посередине завязан узел.
Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с платком. Однако это не так просто сделать: играющие на бегу передают платок из рук в руки, перебрасывают его друг другу. Попробуй-ка поймать платок! Гонится водящий за одним, вот-вот настигнет. раз! — и платочек-летуночек уже у другого. Надо снова начинать погоню.
Кого с платком в руке запятнает водящий, тот его и сменяет.
Занятие № 4. Проведение и разучивание игры : “Схвати змею за хвост”. Ведущий держит в руках конец веревки длиной 1,5 метра. Он бежит впереди, а дети пытаются догнать его и схватить за «змею» (веревку) за хвост. Тот, кому это удается, становится водящим, веревка переходит к нему, и игра продолжается.
Занятие № 5. Проведение и разучивание игры : “Рыбы, птицы, животные”.
Участники становятся в круг, в центр которого встаёт водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперё д правую руку и повторяя слова: "Рыбы, птицы, звери". Затем он останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим.
Водящий считает до трёх, и если за это время стоящий в кругу не успел
ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться.
Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных.
Занятие № 6. Проведение и разучивание игры : “Гуси- лебеди”.
Все игроки становятся у одной условной линии (например стены) - очень удобно, например, было играть в беседках в детском саду. Выбирается водящий. Он говорит:
Гуси-гуси
Команда отвечает:
Га-га-га
Водящий:
Есть хотите?
Команда:
Да-да-да
Водящий:
Ну летите!
Команда:
Нам нельзя. Серый волк под горой, Не пускает нас домой.
Водящий:
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
После этого вся команда перебегает за вторую условную линию (или к другой стене беседки). Водящий пытается поймать (не засалить, а именно схватить и удержать) какого-нибудь игрока или даже двух. Тот, кого поймали, присоединяется к водящему, и все повторяется сначала, но ловят уже два игрока остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не пойманным не останется один "гусь" - этот игрок и считается выигравшим.
Занятие № 7. Проведение и разучивание игры : “Кошки-мышки”
Выбирается двое водящих - кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки, тем самым образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Задача кошки - войти в круг и поймать мышку. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них.
Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку стараются из круга не выпускать. Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.
Занятие № 8. Проведение и разучивание игры : “Филин и пташка”.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Занятие № 9. Проведение и разучивание игры : “Лисы и куры”.
Выбирают водящего- «лиску-лису». Остальные дети- «куры».
«Куры» хором поют песню, дразнят «лису» :
Лиска-лиса,
Дивья краса,
Долгий нос,
Рыжий хвост.
При этом они изображают кур. Песню пропели и бросились врассыпную, а
«лиска-лиса» побежала ловить.
Кого поймает, тот будет водить. Игра начинается сначала
Занятие № 10. Игра с элементами общеразвивающих упражнений “Шишки, желуди, орехи”.
Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в трех-четырех шагах от водящего (рис. 5). Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи». Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» — стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. Правила игры : 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).
Занятие № 11. Проведение и разучивание игры : «Пчёлки и ласточки».
Играющие - пчелы летают по поляне и напевают:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Занятие № 12. Проведение и разучивание игры : “Жар-птица”.
Участвуют 2 команды. В составе каждой 6 человек. Для игры из лоскутков материи изготавливается и красочно расписывается жар-птица. Одна команда (по жребию) образует круг. Игроки перекидывают жар-птицу друг другу так, чтобы ее не смог поймать водящий из команды соперников, находящийся в середине круга. Как только водящий поймает жар-птицу, его команде присуждается 1 очко, и игра возобновляется. По истечении условного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Занятие №13. Проведение и разучивание игры : “Лебедь, рак да щука»
Для игры нужны три городка и крепкая веревка, концы которой связываются. Трое игроков (по одному от отряда) одной рукой берутся за веревку, располагаясь на линии круга, начерченного на земле. В двух шагах от каждого из участников за кругом устанавливается по городку. По сигналу игроки начинают тянуться к своим городкам, пытаясь схватить их свободной рукой. Отпускать веревку нельзя. Победителем считается игрок, первым поднявший с земли свой городок. Далее соревнуется следующая тройка и т. д.
Занятие №14. Проведение и разучивание игры : «Путаница»,
Занятие № 15. Проведение и разучивание игр: «Два мороза.
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
Занятие № 16. Конкурс на лучшую считалку.
Занятие № 17. День любимых игр.
«День любимых игр»- это занятие - праздник, который является своеобразным итогом работы. Ребята играют в понравившиеся игры, рассказывают об истории возникновения игр.
Занятие № 18. Проведение и разучивание игры : “Казаки- разбойники”
Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.
У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки.
Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.
Занятие № 19. Игра «У медведя во бору. Грибы-ягоды беру.»
Выбирают «медведя».
Ребята ходят, наклоняясь к земле, как бы срывая ягоды или собирая грибы.
При этом дети говорят:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
На что «медведь» отвечает:
А медведь сердит,
На детей рычит!
После этих слов «медведь» начинает ловить детей.
Занятие № 20. Проведение и разучивание игр: «Краски».
Правила игры : Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Совершенствование разученных русских народных игр : «Краски».
Проведение и разучивание игр: «Я знаю».
Занятие № 21. Для игры нужен мяч и компания. Сначала определяется очередь играющих.
Первый играющий берет мяч, держа его в руках, произносит считалку: "Я знаю одно имя девочки", ударяет мячом о землю и называет имя. Далее тот же игрок продолжает:
- Я знаю одно имя мальчика
- Я знаю один цвет
- Я знаю одно животное
- Я знаю одно название города
Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: "Я знаю два имени девочки". При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).
Играют в игру до десяти - "Я знаю десять имен девочек" и т. д.
Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу - игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.
Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки "Я знаю десять названий городов" и выполнил ее.
Занятие № 22. Проведение и разучивание игр: «Фанты».
Занятие № 23. Проведение и разучивание игр: «Иголка, нитка и узелок
Играющие становятся в круг, держась за pуки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него.
Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта гpуппа считается проигравшей.
Выбираются другие игроки.
Выигрывает та гpуппа, которая двигалась быстро, ловко, пpавильно, не отставая дpуг от дpуга.
Занятие № 24. Проведение и разучивание игры : «Изобрази сказку».
Все участники игры, кроме одного, должны выйти из комнаты. Тот, кто остался выбирает любые несколько предложений из известной всем сказки и, вызвав одного из игроков, без слов изображает выбранный сюжет.
Следующий участник передает уже то, что понял (тоже без слов) другому участнику и т. д. Главное, чтобы каждый последующий игрок видел объяснение только предыдущего игрока. В конце игры участники в обратном порядке рассказывают то, что поняли и показали, после чего самый первый игрок оглашает ту часть сказки, которую он изобразил. Дети могут сами выбрать интересные предложения из любимых сказок или воспользоваться теми, что приведены ниже. Сюжеты для игры :
Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое.
У короля было три сына. Старший умный был детина, средний был не так, не сяк. Младший вовсе был дурак.
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Занятие № 25. День любимых игр.
«День любимых игр»- это занятие - праздник, который является своеобразным итогом работы. Ребята играют в понравившиеся игры, рассказывают об истории возникновения игр.
Занятие № 26. Проведение и разучивание игры : «Море – волнуется»
Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит
считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри
Игроки замирают, изображая "морские" фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего - отгадать, что это за фигура.
Если игрок изображает не похоже, он становится водой на следующий этап. Конечно, иногда ведущий и сам специально "засуживает" какого-то игрока, но тогда можно решить
спорный вопрос коллективно. Было еще усложнение к
правилам: если какой-нибудь игрок шевелился или смеялся во время "выступления" другого, то он становился водой.
Загадываются также:
- звериная фигура
- птичья фигура
- клоун-фигура
- рабочая фигура
Занятие № 27. Проведение и разучивание игры :» Али-баба…».
Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами:
- Али-баба!
Вторая команда хором отвечает:
- О чем слуга
Вновь говорит первая команда:
- Пятого, десятого, Сашу нам сюда!.
При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т. е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди.
Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
Занятие № 28. Проведение и разучивание игры : «Съедобное - несъедобное». Все игроки садятся на лавочку в ряд (как вариант - становятся в круг).Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно
называет какой-либо предмет. Если "это" съедобное - игрок должен поймать мяч. Если несъедобное - отбить его. Если кто-то "съел" несъедобное, он становился ведущим.
Конечно, игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего - как можно быстрей запутать игроков. Сколько хохота было во дворе, когда кто-то "съедал" калоши или отказывался от мороженого!
Занятие № 29. Проведение и разучивание игры : «Чепуха».
Перед каждым участником - листок бумаги. Ведущий задает вопросы, на которые надо ответить: кто, когда, где, что делал, что видел, что сказал?. Вопросы могут быть и другими — главное в том, что, ответив на вопрос, надо передать свой листок соседу слева (при этом верхний край листка заворачивают, чтобы нельзя было прочесть написанное). В свою очередь сам ты получаешь листок от соседа справа. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает получившееся. Иногда получается действительно чепуха, а иногда — просто умора.
Занятие № 30. Проведение и разучивание игры : «Глухой телефон».
Количество участников – не менее четырех. Участники выстраиваются в цепочку, водящий стоит первым. Он говорит на ухо следующему какое-либо слово, и его передают по цепочке. Когда слово передают последнему участнику, водящий спрашивает, какое слово услышал последний. Если слово претерпело изменения, то выявляется участник, который допустил ошибку. Этот участник встает в конец цепочки, за ним встает водящий, а новым водящим становится первый в цепочке.
Занятие № 31. Проведение и разучивание игры : «Тише едешь, дальше будешь».
Участники игры встают по одну сторону дороги, а водящий – по другую, и вдобавок повернувшись ко всем спиной. Водящий
говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп». Эта фраза может быть произнесена в любом ритме – намеренно затягивая все предложение
или начинать медленно, а заканчивать скороговоркой и т. п. Пока водящий произносит эту фразу, игроки стараются как можно ближе добежать до
финиша, однако на слове «Стоп» они должны замереть. Произнеся «Стоп!», водящий резко оборачивается. Если при этом он увидит движение какого-либо игрока, не успевшего вовремя остановиться и замереть, тот выбывает из игры. Победителем становится игрок, которому первым удалось добраться до финиша и прикоснуться к водящему. Тогда он становится новым водящим, и игра начинается заново.
Занятие № 32. Проведение игры : «Камень, ножницы, бумага»
Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое.
Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак, бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы.
За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Занятие № 33. Проведение и разучивание игры : «Аленушка и Иванушка». Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Занятие № 34. День любимых игр.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Большая энциклопедия игр- М. : издательство «Росмен-пресс», 2002-352с.
2. Детские подвижные игры народов СССР\ сост. А. В. Кенеман – М. :Просвещение, 1989 .- 239 с.
3. Игры в школе\Для шк. возраста. - Минск: Харвест. М. : изд. АСТ 2000.
4. Игры \ энциклопедия – Челябинск 1995 г
5. Кузнецов В. С. Физкультурно оздоровительная работа в школе. М. ,2003
6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В. И. Лях., Л. А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2006.
7. Минскин Е. М. Игры и развлечение в группе продлённого дня. Пособие для учителя – 3-е изд. М. : просвещение. 1995г.
8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развитии младшего школьника. М. ,2001.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.