Получи документы

Программа «Творческая мастерская»

Короткова Ирина Николаевна
Программа «Творческая мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных спо-собностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Публикация «Программа „Творческая мастерская“» размещена в разделах

Работа в объединении «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Новизна программы заключается в приобщение обучающихся к художественному и ручному труду и развитию творческих способностей исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность программы, состоит в том, что соответствует различным потребностям детей и их родителей, т. к. ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура про-граммы позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы : по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Им программа помогает в социальной адаптации.

Отличительные особенности программы

в том, что она позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-прикладного искусства (изонить, квиллинг, вышивка лентами, лоскутное шитьё, работа с бросовым материалом) ,что предоставляет больше возможностей для творческой само-реализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии. Занятия расширяют и углубляют сведения по работе с природным мате-риалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, позволяет освоить новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек. Работа кружка организована с учётом возрастных особенностей детей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа объединения «Творческая мастерская» рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа в неделю -первый год обучения – 162 часа в год Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы : знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества; формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; формирование творческих способностей, духовной культуры; воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы :

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок при-меняет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Формы и методы занятий В процессе занятий используются раз-личные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный

– дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый

– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

-умение планировать порядок рабочих операций,

-умение постоянно контролировать свою работу,

-умение пользоваться простейшими инструментами,

-знание видов и свойств материала,

-овладение приемами изготовления несложных поделок,

-расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, подведения итогов за знаниями и умениями обучающихся. Это позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Благодаря контролю дети, родители, педагог могут увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися, а также участием в конкурсах, выставках.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки.

Результативность работы объединения оценивается на школьных, районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах прикладного творчества.

Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе учащиеся : – научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек; – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; – будут создавать композиции с изделиями; – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - узнают о чувашских народных промыслах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-тельной программы

• Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

Творческий отчет руководителя кружка.

•Проведение мастер-классов;

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);

•Участие в конкурсах разных уровней.

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия: квиллинг, декупаж, канзаши, вышивка лентами, плетение из бисера.

Программа рассчитана на 3 года. Этапы реализации программы : Первый этап (1-й год обучения) - На этом этапе обучающиеся овладевают первоначальными знаниями, умениями. - Второй этап (2-й год обучения) - На этом этапе осваивают более сложные техники и приемы,и новые виды рукоделия. - Третий этап (3-й год обучения) - Закрепления полученных навыков и умений.

Содержание программы.

1. Работа с природным материалом. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюде-ние за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2. Папье – маше. Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы. Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает но-вые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

3. Декупаж. Декупаж (Decoupage или d coupage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и ре-зультат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной глад-кости.

4. Плетение из газетных трубочек. Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно ис-пользовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

5. Канзаши -так назывались гребни, палочки или шпильки украшенные цветами из шел-ка. Техника работ канзаши, была впервые изобретена в Японии. В основе лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги.

6. Квиллинг- бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся определенная форма, из которых изготавливается целая композиция. Квиллинг используется для изготовления открыток, статуэток, настенных панно и другого де-кора.

7. Плетение из бисера- представляет собой сбор бисера в какое-то украшение или аксессуар, является искусством создания различных изделий. Плетение из бисера позволяет получать достаточно интересные и оригинальные вещи.

Публикации по теме:

Творческая мастерская на дачеТворческая мастерская на даче "Творческая мастерская!" Уважаемые коллеги! Лето - замечательная пора, когда можно отдохнуть и душой и телом, насладиться всеми красками.

Фотоотчет «Творческая мастерская августа»Фотоотчет «Творческая мастерская августа» Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето.

Фотоотчёт «Творческая мастерская Деда Мороза»Фотоотчёт «Творческая мастерская Деда Мороза» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА. Новый год самый долгожданный праздник. Многие любят зиму из-за этого праздника. Все люди ждут новогоднего.

Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями» Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они.

Проект «Творческая мастерская»Проект «Творческая мастерская» Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Творческая мастерская «Букеты для мам»Творческая мастерская «Букеты для мам» Рукотворных цветов, мы букет соберем. Лепесток к лепестку, мы для вас подберем. Из наших ладошек, цветные букеты. Они все для ВАС! Ведь,.

Творческая мастерская «Летний букет»Творческая мастерская «Летний букет» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию еще одну поделку нашей творческой мастерской "Летний букет". В Воронеже испортилась погода.

Творческая мастерская «Солнечные зайчики»Творческая мастерская «Солнечные зайчики» Творческая мастерская «Солнечные зайчики» Программные задачи: • Закрепить у детей старшего дошкольного возраста представления о чувствах.

Творческая мастерская «Выжигание по дереву» с детьми с ОВЗТворческая мастерская «Выжигание по дереву» с детьми с ОВЗ Творческая мастерская "Выжигание по дереву" с детьми ОВЗ Цель: Развитие у детей с ограниченными возможностями трудолюбия, творческого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Творческая мастерская»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 23:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Творческая мастерская»» (включая файлы) размещена пользователем Короткова Ирина Николаевна (УИ 3186580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД