Елена Дракина
Программа «Юный краевед»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Юный краевед»
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»
Разработала:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад Дружинский»
Дракина Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Публикация «Программа „Юный краевед“» размещена в разделах
Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.
Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.
Цель программы – содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц) ;
2. Приобщать к культуре традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
3. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
В основу программы положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и обучения;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого ребенка.
Формы краеведческих занятий с детьми – это заочные путешествия по родному краю, игры, беседы, праздники и т. д.
Методы краеведческой работы творческие, словесные, наглядные практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.
Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
Ожидаемые результаты.
Знать:
• свою родословную, о профессиях своих родителей.
• правила поведения в природе;
• о культуре своего края.
• некоторые сведения из истории своего села, края;
• о достопримечательностях своего села, края.
• о традиционных праздниках русского народа;
• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.
Уметь:
• приводить примеры полезных ископаемых Омского края,
• называть некоторые растения и животные Омского, занесенные в Красную книгу,
• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,
• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи
• уметь ориентироваться по карте.
Понимать:
• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,
• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Седельниково - часть Омского края, Омский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.
• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. Седельниково - это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.
• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.
Содержание программы
Сентябрь
Тема «Мой дом моя крепость»
1. Кто Я? Что обозначают наши имена.
2. Моя семья. Родословная семьи.
3. Осенины
Беседа с детьми о происхождении имен. Заполнение ромашки «Кто Я?»
Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа своей семьи.
Итоговое мероприятие
Праздник «Осенние посиделки»
Оформление альбома «Моя семья»
Октябрь
Тема «Моя малая родина»
1. С чего начинается Родина?
2. Путешествие в прошлое села.
3. Улицы моего села.
4. Покров – первое зазимье- (14 октября)
1. Беседа с детьми «Мы – русские
2. Рассказ о происхождении и названии села.
3. Развивающая игра «Пройди до указанного места». Творческие рассказы детей об улицах села.
4. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
Итоговое мероприятие
Оформление альбома «Омск»
Ноябрь
«Дружино – село трудовой славы»
1. Виртуальная экскурсия по организациям в нашем селе.
2. Беседа с детьми «Профессии наших предков»
3.«Кем я хочу быть, когда вырасту»
4. Спиридон – солнцеворот
1. Беседа с детьми о предприятиях, где работают их родители
2. Беседы, рассматривание альбома «Дело мастера боится»
3. Отражение впечатлений в деятельности детей.
4. Знакомство с обычаями проведения этого дня
Итоговое мероприятие
Оформление альбома «Дружино»
Декабрь
«Путешествие по карте»
1Дидактическая игра «Географическая матрешка».
2. Полезные ископаемые Омского края
3. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.
1. Знакомство с географическими понятиями
2. Знакомство с природными ресурсами Омского края. Рассматривание физической карты.
3. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.
Итоговое мероприятие
Новогодний утренник «Проказы Бабы – Яги»
Январь
«История вещей»
1. Деревенская утварь, орудия труда
2. Одежда наших бабушек.
3. Рождественский сочельник.
1. Рассматривание экспонатов музея народного быта
2. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Изготовление элементов к маскарадным костюмам.
Итоговое мероприятие
Сбор деревенской утвари.
Февраль
«Богатыри земли Дружинской»
1. Защитники Отечества.
2. Стретенье, готовимся к Масленице
1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.
(пение и слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»).
2. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».
Итоговое мероприятие
«Наши папы – защитники»
Март
«Детский фольклор»
1 «Все цветы для Вас»
2. Сказка ложь, да в ней намек…
3. «Сороки» (Прилетите жаворонки, к нам)
1. Беседа об истории праздника
2. Викторина по сказкам
3. Знакомство с обычаями проведения этого дня
Итоговое мероприятие
Праздник «Все мамы хороши»
Апрель
«Игры наших предков»
1. Игрушки наших бабушек и дедушек.
2. Мастер-класс «Куклы своими руками»
1. Знакомство с народными игрушками
2. Изготовление тряпичных кукол. 3. Мероприятие с элементами игры
Итоговое мероприятие
Развлечение «Весёлые посиделки»
Май
«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
1. Чтение стихов, рассказов о ВОВ
2. Музыкально – литературная композиция «Детство, опалённое войной»
1. чтение стихов, рассазов рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий
2. Беседа об истории праздника
Итоговое мероприятие
Оформление альбома «Стихи военных лет»