Попова Оксана
Программа тренингового занятия по формированию социального доверия и основных навыков взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог- психолог ГКУ «Мегино-Кангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Попова Оксана Михайловна
Программа тренингового занятия
по формированию социального доверия и основных навыков взаимодействия
Цель тренингового занятия : развитие социальной активности и коммуникативных навыков.
Данный тренинг направлен на решение следующих задач:
Публикация «Программа тренингового занятия по формированию социального доверия и основных навыков взаимодействия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
1. Создание благоприятного климата в группе и формирование умения строить доверительные отношения друг с другом; получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга.
2. Развитие коммуникативных навыков, поднятие взаимоотношений в группе на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
3. Развитие социальной активности детей на основе согласования своих действий с другими.
4. Формирование адекватной самооценки у детей.
Преимущества групповой формы работы : Групповой опыт способствует сплочению; предоставляет возможность получения обратной связи и поддержки от участников группы; в группе участники могут экспериментировать с различными стилями отношений.
Продолжительность тренинга : 1,5 часа.
Целевая группа: 10 – 15 человек старшего подросткового возраста.
Формы и методы работы : групповая работа, дискуссия, упражнения-разминки, подвижные игры.
Содержание тренингового занятия :
1. Знакомство, вступительное слово.
2. Введение групповых форм и правил.
3. Применение методов обучения в группе
• Разогревающие игры (разминки)
• Подвижная игра
• Игры для развития доверительных отношений
4. Психологическая притча.
5. Рефлексия.
Ход занятия
1. Вступительное слово. Время: 3 минуты.
Цель - Создание благоприятных условий для работы в группе
Описание: Психолог знакомится с группой и говорит о позитивных возможностях тренинга, предлагает в добровольной форме сформировать группу для тренинговой работы.
2. Введение групповых норм и правил. Время: 10 минут.
Цель - Ознакомление с принципами работы в рамках занятия – тренинга.
Описание: Ознакомление группы с правилами работы, разъяснение непонятных моментов, ответы на возникающие вопросы.
Правила работы:
1. Доверительный стиль общения.
2. Принцип «здесь и теперь».
3. Искренность в общении.
4. Конфиденциальность.
5. Как можно больше контактов и общения с разными людьми.
6. Правило «стоп».
7. Уважение к говорящему.
8. Оценка поведения, а не человека.
3. Применение методов обучения в группе
Организация и проведение разогревающих игр (разминок)
Цель: Сплочение участников тренинга; установление между ними доверительных отношений; снятие психологических барьеров.
Игра «Встаньте в круг» - 5 минут
Ведущий просит участников собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по залу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.
Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро.
«Постройтесь по росту» - 3 минуты
Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму – играющие должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту.
«Гомеостат» - 5 минут
Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой.
Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Обсуждение игр – 5 минут
Вопросы для обсуждения
1. Как вы чувствовали себя во время игр?
2. Все ли у вас получилось?
3. Если у вас получилось не совсем, так как вы хотели – как вы думаете, в чем причина?
4. Кого из ребят вы можете выделить, кто помог достичь нужного результата?
Организация и проведение подвижной игры
Цель – активизация эмоционального состояния участников, развитие социального доверия и основных навыков взаимодействия, формирование взаимного доверия участников и умения координировать совместные действия.
Игра «Все – некоторые – только я» - 5 минут
В круг ставятся стулья на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, который может подойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.
Признаки:
«Все, кто пришел сегодня на учебу»
«Все, кто любит поболтать»
«Все, кто любит своих родителей, родных»
«Все, кто хочет пойти в поход»
«Все, кто любит спорт».
Обсуждение игры – 5 минут
Вопросы для обсуждения
1. Что интересного вы узнали друг о друге?
2. Как вы чувствовали себя во время игры?
3. Что нового о других помогла узнать эта игра?
4. Были ли признаки, которые вам подходили, но вы не включились в игровую деятельность?
Организация и проведение игр для развития доверительных отношений
Цель – развитие доверительных открытых отношений и основных навыков взаимного доверия участников между собой.
Игра «Встреча взглядами» («Выбор») -8 минут
Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.
Игра «Падения на руки» -5 минут
Человек закрывает глаза и начинает падать назад, на руки товарища. Естественно, партнер должен быть в состоянии удержать его.
Игра «Ассоциации» -15 минут
Выбирается водящий, который «задумывает» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу задают ему вопросы типа: «Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака., то какое?» Ведущий думает, стараясь представить себе этого человека и отвечает, например: «Это был бы дуб, растущий в чистом поле». Все играющие стараются понять, кому же из них подходит это определение. Тот, кто решил, что он догадался, может попытаться назвать задуманное имя. Если он угадал, он сам становится водящим, если нет – пробует кто-то другой.
Игра «Ответы за другого»- 15 минут
Участники берут большой лист бумаги и разделяют его вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца нужно написать свое игровое имя. Над левым столбцом — написать имя человека, сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом — имя человека, сидящего справа, также через одного.
Инструкция: Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
Возможный перечень вопросов:
Ваш любимый цвет.
Ваше любимое время года.
Ваш любимый вид спорта.
С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого?
Ваше любимое времяпрепровождение.
Игра «Без маски» -10 минут
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня.»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я.»
«Верю, что я.»
«Мне бывает стыдно, когда.»
«Особенно меня раздражает, что я.»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это.» и т. п.
Обсуждение игр – 10 минут
Вопросы для обсуждения
1. Что нового вы узнали друг о друге?
2. Как вы чувствовали себя во время игр?
3. Все ли у вас получилось? Доверяли ли вы друг другу во время игр?
4. Было ли вам трудно быть до конца искренними в игре «Без маски»?
4. Психологическая притча
Время – 8 минут
Цель – психологическая поддержка детей и поиск возможного решения проблемы в области взаимодействия и выстраивания отношений доверия в группе
«Пророк и длинные ложки» (восточная притча)
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил.
Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
Эта история передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами. «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай»» напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, - зависит оттого, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Обсуждение психологической притчи – 5 минут
1. Как вы думаете, какова основная мысль притчи?
2. О чем вам помогла задуматься эта притча?
5. Рефлексия -23 минуты
Цель – обеспечение обратной связи, предоставление возможности сделать каждому самооценку, осознание целей тренинга.
Вопросы для проведения рефлексии:
1. О чем помог вам узнать наш тренинг сегодня?
2. Что нового вы для себя открыли?
3. Как вы думаете – были ли вы активно в течение всего тренинга?
4. Если вы сегодня не были достаточно активными, как вы думаете, что вам помешало?
5. О чем помог вам задуматься наш сегодняшний тренинг?
6. Понравилось ли вам сегодня участвовать в нашем тренинге?
7. Что вам понравилось больше всего?
Оцените тренинг по пятибалльной шкале:
5 – очень понравилось, все было интересно
4 – понравилось - в основном было интересно
3- в целом понравилось, но не все было интересно
2- понравилось в определенной степени, но было не совсем интересно
1 – не понравилось, было скучно