Карпенко Елена Петровна
Программа совместной деятельности педагога с детьми «Здоровые ножки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида
Программа совместной деятельности педагога с детьми
«Здоровые ножки»
3 год
(срок реализации программы)
Физкультурный инструктор:
Карпенко Е. П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Плоскостопие- это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.
Публикация «Программа совместной деятельности педагога с детьми „Здоровые ножки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность прилегает к полу. Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у детей отмечается «физическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если ребенку 5,5 лет, а стопа еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии. Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей. Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышц, косолапая походка.
Точно определить, нормальная ли у ребенка стопа довольно затруднительно, так как с одной стороны, мы имеем дело с обусловленными возрастом вариантами развития, а с другой существует великое множество разных форм стопы генетически детерминированных. Ежегодная диагностика сводов стопы у детей 4-5 лет осуществляемая совместно с медицинской службой ДОУ с использованием метода исследования (плантография) и выявляет нарушение стопы от 25% - 36% детей с разными деформациями. Данные результаты обследования не оставили нас, педагогов равнодушными и поставили перед нами следующие вопросы: Как помочь детям? С чего начать? Как организовать профилактическую работу?
Для успешного решения данных вопросов по оздоровлению детей была проанализирована Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной общеобразовательной программы детского сада, где четко определены задачи физического развития детей по каждому возрасту, также использована литература «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» О. Н. Моргунова, «Здоровый ребенок» М. Д. Маханева, «Физкультурно - оздоровительная работа» О. Н. Моргунова, в которых лежат элементы, направленные на коррекцию и профилактику плоскостопия, которые вошли в основу программы.
Программа предусматривает комплекс профилактических и коррекционных занятий с детьми 4-6 лет по показаниям диагностического обследования, список детей прилагается. (Приложение№1)
Срок реализации программы 2 года.
Цели и задачи:
-создание условий для полноценной физкультурно- оздоровительной среды;
- воспитание положительного отношения к профилактическим и коррекционным упражнениям, закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению профилактического режима дома;
- развитие физических и нравственно- волевых качеств личности;
формирование доступных первоначальных представлений и знаний о своем организме, влияние профилактических и коррекционных упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Форма организации совместной деятельности
Совместная деятельность по профилактике и коррекции проводятся два раза
в неделю, по подгруппам с 4-5 лет, с 5-6 лет.
Совместная деятельность проводятся с октября по май:
- с 4-5 лет 20 мин 2 раза в неделю;
- с 5-6 лет 25 мин 2 раза в неделю. (СанПиН 2.4.)
Тематический план
(первый год обучения, дети 4-5 лет)
Сентябрь: Обследование детей
Октябрь
1-2 неделя: Тема «Гибкий носок»;
3-4 неделя: Тема «Балерина».
Ноябрь
1-2 неделя: Тема «По следам»;
3-4 неделя: Тема «Обезьянки».
Декабрь
1-2 неделя: Тема «Пожарные на учении»;
3-4 неделя: Тема «Волшебная скакалка».
Январь
3 неделя: Тема «Забавы зимушки - зимы»;
4 неделя: Тема «Мой веселый звонкий мяч».
Февраль
1-2 неделя: Тема «Веселые туристы» Психогимнастика «Туристы»
3-4 неделя: Тема «Силачи и акробаты».
Март
1-2 неделя: Тема «Мамины помощники»
Психогимнастика «Поливаем цветы»;
3-4 неделя: Тема «Страус».
Апрель
1-2 неделя: Тема «Турпоход»;
3-4 неделя: Тема «На арене цирка».
Май
1-2 неделя: Тема «Зоопарк» образно- игровое занятие;
3-4 неделя: Тема «Аэробика»занятие с элементами аэробики.
Тематический план
(второй год обучения, дети 5-6 лет)
Сентябрь: Обследование детей
Октябрь
1-2 неделя «Мой веселый мяч» комплексы с набивным мячом
3-4 неделя «Прогулка в лес» упражнения с предметами.
Ноябрь
1-2 неделя «Мы танцуем» комплексы из танцевальных движений;
3-4 неделя «Вейся, вейся веревочка» комплексы с веревочкой.
Декабрь
1-2 неделя «Веселые палочки» упражнения с палками;
3-4 неделя «Мозаика» упражнения с разными предметами.
Январь
3-4 неделя «Мы канатоходцы» упражнения с канатом;
Февраль
1-2 неделя «Зимние забавы» упражнения без предметов;
3-4 неделя «Тренировка футболистов» упражнения с резиновым мячом.
Март
1-2 неделя «Мы туристы» упражнения с препятствиями;
3-4 неделя «Лабиринт» упражнения с определенным заданием.
Апрель
1-2 неделя «Прогулка в лес» упражнения с разными предметами; 3-4 неделя «Кто на болоте живет» комплексы упражнений связанные сюжетом.
Май
1-2 неделя «Цирк» упражнения с предметами;
3-4 неделя мониторинг.
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми прилагается. (Приложение № 2)
№ Распределени на Количество занятий Количество занятий на заучивание нового материала Количество занятий на закрепление нового материала
1. в месяц 8 3 5
2. в квартал 24 9 15
3. в год 72 27 45
Средства, необходимые для реализации совместной деятельности :
-Физические упражнения;
- массажная дорожка;
-мячи с шипами;
-палочки для прокатывания стопами;
-салфетки для собирания стопами;
-набивные мячи;
- ребристые доски;
-использованные фломастеры;
-камешки;
-тренажеры: велотренажер, тренажер Мини-твист KTD001, гребной тренажер KRM-001, бегущая по волнам, степпер с ручкой.
Календарно – учебный график.
месяц
недели пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт ср чт пт пн вт
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
март
апрель
май
Учебный план первый год обучения, дети 4-5 лет
Тема занятия Количество занятий по каждой теме
Диагностика 3
Гибкий носок 4
Балерина 4
По следам 4
Обезьянки 4
Пожарные на учении 4
Волшебная скакалка 4
Забавы зимушки- зимы 4
Мой веселый звонкий мяч 4
Туристы 4
Силачи и акробаты 4
Мамины помощники 4
Поливаем цветы 4
Страус 4
Турпоход 4
На арене цирка 4
Зоопарк 4
Аэробика 4
Диагностика
Учебный план второй год обучения, дети 5-6 лет.
Тема занятия Количество занятий по каждой теме
Диагностика 3
Мой веселый мяч 4
Прогулки в лесу 4
По следам 4
Обезьянки 4
Пожарные на учении 4
Волшебная скакалка 4
Забавы зимушки- зимы 4
Мой веселый звонкий мяч 4
Туристы 4
Силачи и акробаты 4
Мамины помощники 4
Поливаем цветы 4
Страус 4
Турпоход 4
На арене цирка 4
Зоопарк 4
Аэробика 4
Диагностика (посещающих занятия детей) 1
Мониторинг
Методика исследования отпечатков стоп (плантография)
Взять несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были четкими) и приготовить водный раствор (зеленки) либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадить ребенка на детский стул, и при помощи ватного тампона нанести, на его стопы красящий раствор. Взяв ребенка за обе руки, предложить встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторить процедуру два- три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.
Оценка плантограммы:
Взять карандаш и линейку, прочертить две линии (см. рисунки). Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ног. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка - стопа плоская (рис 3); если первая линия проходит внутри отпечатка - стопа утолщенная 9 рис. 2); если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии -стопа нормальная.
Другие признаки плоскостопия:
1. Боли в голеностопном суставе или икроножных мышц (характерно для теплого периода, когда ребенок много двигается);
2. Тяжелая косолапая походка;
3. Обувь, скошенная с внутренней стороны.
Методика исследования отпечатков стопы проводится два раза в год (в начале и конце учебного года). При необходимости рекомендуется проводить плантографию в середине года для контрольного измерения.
Метод ежедневного наблюдения применяется к другим признакам плоскостопия.
Инструменты диагностики плоскостопия:
1. плантограф;
2. гуашевая краска;
3. листы белой шероховатой бумаги;
4. линейка, карандаш.
Список используемой литературы
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Маханева М. Д. Здоровый ребенок - М., 2004
3. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в
ДОУ-М. ,2004
4. Моргунова О. Н. Физкультурно - оздоровительная работа - М., 2005
1. Периодические издания: Журналы:
- Дошкольное воспитание;
- Ребенок в детском саду;
-Обуч;
- Инструктор по физкультуре.
Газета:
- Дошкольное образование.
2. Использование информационно- компьютерных технологий:
- Microsoft Word;
- Microsoft Power Point;
- Microsoft Excel;
З. Интернет.