Татьяна Лобанова
Программа социального партнёрства с семьёй на 2018–2019 учебные годы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнёрства с семьёй на 2018–2019 учебные годы
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Темочки:
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличение роста посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Формирование теплых дружеских взаимоотношений между детьми, педагогами, родителями;
• Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Сентябрь.
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание 1."Мы немного подросли". Психологические особенности возраста от 2 до 4 лет.
2.«Годовые задачи ДОУ»
Консультации и беседы Консультации «Возрастные психологические особенности дошкольника»;
Консультация «Режим и его значение в жизни ребёнка
Консультация «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Информационные проспекты, памятки. «С началом учебного года»
«Как одеть ребенка на прогулку осенью»
Совм. Деят. детей и родителей Спортивное развлечение «Будь здоров». .
Фотовыставки «Вот и осень наступила»
Анкетирование родителей. «Что рисует ваш ребёнок?»
Привлечение родителей к жизни ДОУ Пополнение развивающей среды: принадлежности для ИЗО
Выставка осенних букетов и композиций «Королевство цветов»
октябрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Круглый стол «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
Консультации и беседы Консультация «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?».
Консультация «Если ребёнок слишком много смотрит телевизор»
Информационные проспекты, памятки. «Закаливание детей после сна»
«Как одеть ребенка на прогулку осенью»
Совместная деятельность детей и родителей Спортивное развлечение «Будь здоров».
Фотовыставки «Мы адаптировались!»
Анкетирование родителей. Тема: «Как вы заботитесь о здоровье вашего ребенка»
Привлечение родителей к жизни ДОУ Конкурс поделок «Веселый урожай»
Привлечь родителей к уборке листьев на участке
Выставка «Ах матрёшечки- матрешки»
Ноябрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Консультации и беседы 1. Консультация «Как развивать речь младших дошкольников».
2. Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой».
3. Консультация «Профилактика гриппа – оздоровление детей в детском саду и дома»;
Информационные проспекты, памятки.
«Нашим дорогим мамам посвящается!».
Совместная деятельность детей и родителей Выставка творческих работ детей и пап Выставка детских рисунков «Моя милая мама»
Фотовыставки Фотовыставка «Мамочка моя»;
Анкетирование родителей. «Что вы делаете для развития речи вашего малыша?»
Привлечение родителей к жизни ДОУ Просмотр НОД в «день открытых дверей»
Декабрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание «Развитие речи у детей младшего возраста.» Рекомендации, игры и упражнения
Семейный клуб «Мое солнышко».
Консультации и беседы Консультация «Что за прелесть эти сказки!». Рекомендации о чтении сказок детям дома.
Консультация «Подкормка птиц зимой»
Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам
Информационные проспекты, памятки. Памятка «Игры на зимней прогулке»
«Устройте дома елку»
И/п «Гуляем вместе с детьми, наблюдаем за окружающим»
Совместная деятельность детей и родителей Учим вместе с нами «Стихи к Новому году»
Привлечение родителей к совместному украшению группы к Новому году, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
Утренник «Здравствуй, праздник Новогодний»;
Фотовыставки «Пришла зима, и мы все рады!»
Анкетирование родителей.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Расчистка дорожки от снега, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, подкормка птиц
Конкурс поделок к Новому году «Сказка в гости нам пришла»
Январь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание «Я сам! Хочу! Могу. и буду!»
Круглый стол «Я – хочуха и могуха!»
Показ выполнения артикуляционной гимнастики.
Консультации и беседы Консультация «Сказки читаем – речь развиваем»;
Подготовить раскраски по народным сказкам
Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом.
Информационные проспекты, памятки Наглядно – текстовая информация «Игры и забавы зимой»;
Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения»;«Как уберечься от простуды»;
Совместная деятельность детей и родителей Спортивное развлечение «В мире много сказок»
Фотовыставки Фотовыставка «Мы и сказки».
Анкетирование родителей. «Что вы читаете с детьми»
Привлечение родителей к жизни ДОУ Пополнение спортивного уголка: дартс на липучках.
Совместный досуг с родителями «Сказочное ассорти»
Февраль
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание «Детское хочу и родительское снисхождение».
Круглый стол «Как приучать малыша самому одеваться и раздеваться».
Консультации и беседы Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний».
Беседа «Как помочь ребёнку заговорить»
Рекомендации «Играем язычком» (об артикуляционной гимнастике)
Информационные проспекты, памятки Наглядно – текстовая информация «Этикет».
«Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка);
Совместная деятельность детей и родителей Выставка совместных рисунков «Мой папа».
Фотовыставки Фотовыставка «Знакомьтесь, мой замечательный папа»;
Анкетирование родителей.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Реставрация книг и коробок из под игр
Пополнение уголка ИЗО
Март
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Круглый стол с родителями на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз».
Консультации и беседы Консультации «Как преодолеть капризы»;
Консультация «Знакомьте малышей с народным фольклором»; Консультация «Мамы разные нужны»;
Информационные проспекты, памятки Памятка для родителей «7 правил для всех (о наказаниях ребенка)»;
Наглядно – текстовая информация «Роль искусства в развитии ребенка»;
Совместная деятельность детей и родителей «Учим вместе с нами» (стихи о маме)
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).
Фотовыставки Фотовыставка «Я мамин помощник»;
Привлечение родителей к жизни ДОУ Утренник 8 Марта;
Апрель
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Моё солнышко» тема «Нетрадиционные способы изодеятельности»
Консультации и беседы Консультация «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка)
Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».
Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.
Информационные проспекты, памятки Памятка «Играем пальчиками»
«Роль семьи в воспитании ребенка»;
Совместная деятельность детей и родителей Учим вместе с нами (стихи о весне)
Фотовыставки «Смех полезен для здоровья»
Анкетирование родителей. Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ»;
Привлечение родителей к жизни ДОУ Развлечение «День смеха»;
«Сделаем наш дом чище». Привлечение родителей к уборке и оформлению участка после зимы
Май
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Родительское собрание «Чему мы научились»
Вручение благодарностей родителям, принимавших активное участие в жизни группы
Консультации и беседы Консультация «Как организовать летний отдых детей»
Беседа с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.
Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.
Информационные проспекты, памятки «Что должен знать и уметь выпускник второй младшей группы»;
«Ребенок в мире техники и технологии»;
Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков на тему «Мой детский сад»
Оформление альбома «Наша жизнь в детском саду!»
Фотовыставки Фотовыставка «Наша дружная семья – детский сад». .
Анкетирование родителей. «Мы стали взрослее.
что изменилось?»
Привлечение родителей к жизни ДОУ «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада;
Литература
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
5. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;.Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
7. Работа детского сада с семьей. Осипова Л. Е. «Изд. Скрипторий 2003», 2008.
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Солодянкина О. В. АРКТИ, 2004
9. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Микляева Н. В. Айрис-пресс, 2006.
10. Работа ДОУ с семьей. Козлова А. В. ТЦ Сфера, 2004.
11. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. Чиркова С. В. «Вако», 2012.
12. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Сертакова Н. М. «Учитель»