Айсель Матлабовна Лаптева
Программа социального партнёрства с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Цель:
Установление партнёрских взаимоотношений, сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, единого пространства или алгоритма (триады)«родители – дети – педагоги».
Задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка, в повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
- приобщать родителей к участию в жизни группы, обогащении предметно-пространственной среды; творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
Принципы взаимодействия с социальными партнёрами :
1. Открытость детского сада для семьи
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом в работе педагога с семьей. От общения педагога с родителями зависит отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимоотношение педагога с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Единство требований и подходов
Современные родители в большинстве случаев люди грамотные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих детей. Наставления и пропаганда педагогических знаний сегодня не совсем актуальны в воспитании. Сегодня актуальнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Поиск взаимопонимания и общего языка с родителями, признание сильных и слабых сторон друг друга.
3. Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, чувствуешь ситуацию, настроение мамы и папы. Для этого понадобится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, сочувствие и совместное обдумывание, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого подбираются формы и направления работы с семьей.
Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются: социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей
Для эффективного взаимодействия выбраны такие формы работы:
Традиционные:
- родительские собрания ;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- папки – передвижки;
- анкетирование.
Нетрадиционные:
- круглый стол;
- семинар – практикум;
-мастер – класс;
- акции;
-буклеты.
Данная программа разработана на основе собственных разработок и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на 2 года
Перспективный план работы с родителями в старшей группе (2016-2017учебный год).
Месяц. Форма работы. Цель проведения мероприятия. Участники мероприятия.
Сентябрь. 1. Оформление раздевалки группы к осени
• Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Воспитатели, родители
2. Консультация для родителей «Ребёнок и родитель»
• Решение проблем воспитания и общения в семье. Родители, воспитатели
3. Помощь и участие родителей в «Осенней ярмарке»
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, воспитателей
Воспитатели,
родители
Октябрь.
1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей старшего возраста»
• Знакомство родителей с особенностями развития и воспитания детей старшего возраста, с особенностями воспитательно-образовательного процесса в группе.
• Создание доброжелательной, сближающей атмосферы между родителями и с педагогом.
Родители
2. Выставка поделок «Осенняя фантазия»
• Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
• Формирование уважительного отношения к детским работам. Дети и родители
3. Детский осенний праздник «Как дети осень искали».
• Демонстрация творческих способностей детей, творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
4. Фотовыставка «В огороде и в саду я помощником расту»
• Привлечение внимания родителей к вопросам трудового воспитания.
Родители
Ноябрь. 1. Фотовыставка «Загляните в мамины глаза» • Привлечение и вовлечение родителей в педагогическую проектную деятельность. Воспитатели, родители
2. Выставка детских работ «Для мамочки любимой»
• Привлечение внимания родителей и детей к празднику «День матери»
Родители и дети
3. Вечер-досуг к Дню матери «Моя мама лучшая на свете» • Создание доброжелательной, сближающей атмосферы между родителями и педагогами.
• Демонстрация творческих способностей детей, творческих умений и навыков. Воспитатели, родители и дети
4. Утренник «Малая Родина - город мой Бор» • Создание доброжелательной, сближающей атмосферы между родителями и педагогами.
Демонстрация творческих способностей детей, творческих умений и навыков.
Воспитатели, родители и дети
4. Консультация для родителей
«Профилактика простудных заболеваний в холодный период».
• Помощь родителям в организации профилактики простудных заболеваний детей.
Родители
Декабрь.
1. Оформление раздевалки и группы к зиме и к предстоящим новогодним праздникам
Привлечение к созданию радостной праздничной атмосферы в группе для детей.
Воспитатели, родители
2. Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер».
• Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребёнка на компьютере.
Воспитатели, родители
3. Конкурс творческих семейных работ «Мастерская Деда Мороза».
• Привлечение родителей к работе детского сада.
• Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Родители и дети
4. Детский новогодний праздник.
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей.
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
Январь.
1. Беседа «Как привить своему ребёнку интерес к чтению художественной литературы».
• Активизация и совершенствование педагогических знаний и умений родителей.
Воспитатели и родители
2. Консультация мастер-класс: «Организация театрального уголка в домашних условиях» • Развивать интерес к совместному изготовлению атрибутов к театральным играм.
Рассказать о влиянии театральной деятельности на развитии речи и творческих способностей ребёнка.
Показать способы изготовления кукол для разных видов театра. Воспитатели и родители
3. Консультация для родителей «Безопасность детей на улицах в зимний период» • Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей на улице в зимний период. Воспитатели, родители
Февраль. 1. Оформление творческой выставки «Мы с папой мастера».
• Активизировать интерес и участие папы в жизни ребёнка.
• Воспитывать у ребёнка уважение к отцу, ценить время, проведённое с ним. Воспитатели, папы и дети.
2. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка».
• Изменение позиции отца в пользу обязательного участия в вопросах воспитания.
• Активизация воспитательных умений пап.
• Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Воспитатели, родители (желательно присутствие пап).
3. Праздничный концерт для пап и дедушек к Дню защитника Отечества • Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители
Март.
1. Оформление раздевалки и группы к весне и к предстоящим праздникам
• Активизация родительского участия в жизни детского сада и воспитании ребёнка.
Воспитатели, родители, дети
2. Выпуск праздничной газеты к 8 марта. • Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Воспитатели, родители, дети
3. Праздничный концерт для мам и бабушек к Международному женскому дню 8 Марта.
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети
4. Памятка:
«Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка». • Объяснить принципы организации и содержания оздоровительной утренней гимнастики. Развивать интерес к использованию в домашних условиях комплексов УГ рекомендованных в ДОУ. Воспитатели, родители.
5. Фольклорное развлечение «Масленица».
• Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители, дети
Апрель.
1. Консультация для родителей «Как уберечь ребёнка от травм».
• Привлечение внимания к интересам ребёнка, его безопасности
• Практическая помощь родителям в воспитании детей.
Воспитатели, родители
2. Круглый стол - обмен опытом: «Копилка добрых дел». • Развивать стремление у родителей воспитывать в ребёнке чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать чувство уважения к людям, желание совершать добрые поступки. Воспитатели, родители.
3. Детский весенний праздник. • Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети
Май.
1. Итоговое родительское собрание «Чему мы научились
за год».
• Подведение итогов за год.
Воспитатели, родители
2. Выставка рисунков и поделок к 9 Мая
Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!» • Привлечение родителей к работе детского сада.
• Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
• Приобщение к патриотическому воспитанию Воспитатели,
родители, дети
3. Анкетирование
«По результатам года»
• Определение успешных мероприятий и форм работы с семьёй в прошедшем году.
• Выявление и анализ причин неудовлетворённости родителей воспитанием и обучением в детском саду, если такие имеются.
• Определение основного содержания работы с родителями на новый уч. год.
Воспитатели, родители
4. Консультация
«Ребёнок на дороге».
• Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Воспитатели,
родители, дети
Индивидуальные консультации для родителей ежедневно и по мере необходимости.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе. (2017-2018 учебный год).
Месяц. Форма работы. Цель проведения мероприятия. Участники мероприятия.
Сентябрь.
1. Практикум для родителей
«Развитие связной речи ребёнка»
• Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.
Воспитатели, родители, логопед
2. Подготовка и участие в «Осенней ярмарке»
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
3. Оформление стенда «Как мы живём» • Познакомить родителей с культурно - досуговой деятельностью детей в детском саду. Воспитатели, дети, родители.
4. Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школе»
• Сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, познакомить родителей с формой диагностирования детей; дать рекомендации по подготовке детей 5 – 7 лет к школе
Воспитатели, родители.
Октябрь.
1. Проведение совместной трудовой деятельности на игровой площадке группы «Обустроим нашу игровую площадку»(уборка опавших листьев, вырубка кустарников)
• Создание доброжелательной, сближающей атмосферы между родителями и с педагогом.
Воспитатели, родители, дети.
2. Выставка творческих работ «Золотая осень».
• Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
• Формирование уважительного отношения к детским работам. Воспитатели, дети и родители.
3. Консультация:
«Формы и методы экологического воспитания» • Повышение компетентности родителей в вопросе экологического воспитания. воспитатели, родители.
4. Фотовыставка
«Семья и экология»
• Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания на личном примере
Воспитатели, родители и дети.
Ноябрь.
1. Праздник «оровод народов России»
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети и родители.
2. Фотовыставка
«Святость материнства»
• Привлечение внимания родителей к нравственному воспитанию
Воспитатели, родители и дети.
3. Подготовка и проведение праздника «День матери» • Воспитывать любовь и уважение к маме, создание доброй, теплой атмосферы между поколениями. Воспитатели, родители и дети.
4. Консультация для родителей «Дорожная азбука для детей»
• Повышение компетентности родителей в вопросе охраны жизни и здоровья детей
Воспитатели, родители
5. Оформление раздевалки и группы к зиме и новогодним праздникам.
• Привлечение к созданию радостной праздничной атмосферы в группе для детей.
Воспитатели, дети, родители.
6. Консультации «Физкультминутки – что это?», «Что читать детям по правилам дорожного движения» • Повышение компетентности родителей в вопросе охраны жизни и здоровья детей
Декабрь. 1. Конкурс творческих семейных работ «Новогодняя сказка».
• Привлечение родителей к работе детского сада.
• Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Родители и дети.
2. Консультация «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей» • Просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни. Воспитатели, родители.
3. Детский новогодний праздник.
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей.
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети.
.Консультация «Как правильно общаться с детьми».
• Активизация и совершенствование педагогических знаний и умений родителей.
Воспитатели и родители.
1. Папка-передвижка "100 вопросов при поступлении в школу" • Психолого – педагогическое просвещение родителей. Воспитатели и родители.
Январь.
Февраль 2. Участие родителей в оформлении снежного городка на участке группы.
• Развивать желание родителей и детей в совместной деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.
Воспитатели, дети, родители.
1. Спортивное развлечение
«Дорожная азбука»
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей. Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители, дети.
2. Конкурс рисунков «Наши замечательные папы».
• Привлечение родителей к работе детского сада.
• Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Родители и дети.
Март
3. Стенгазета
«Лучше папы друга нет».
• Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка.
• Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
Воспитатели, дети.
4. Консультация «Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность»
• Обратить внимание родителей на то, что уже с возраста 3 – 4 лет у детей может возникнуть компьютерная зависимость. Дать советы, как избежать этой зависимости.
Воспитатели, родители.
1. Оформление раздевалки и группы к весне и предстоящим праздникам.
• Активизация родительского участия в жизни детского сада и воспитании ребёнка.
Воспитатели, родители, дети.
2. Круглый стол (дискуссия)-«Знаете ли вы своего ребенка?.» • Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между д\с и родителями. Воспитатели, родители.
Апрель
3. Праздничный концерт к 8 Марта.
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей.
Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители, дети.
1. Выставка работ
«Пасхальный перезвон»
• Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
• Формирование уважительного отношения к детским работам.
Воспитатели, дети
2. Экологическая акция «Птицы наши друзья» • Изготовление скворечников-способствовать развитию экологической направленности в воспитании детей дома.
• Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Родители и дети.
Май
3. Детский весенний праздник.
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
1. Проведение родительского собрания (круглый стол) на тему: «Ребёнок идёт в школу»
• На круглом столе логопед, воспитатели с родителями обсуждает проблему готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Воспитатели, родители, логопед.
2. Совместное с родителями изготовление группового коллажа «Мой любимый детский сад».
• Сбор фотографий от ясельной до подготовительной группы
«Время проведенное в детском саду»
Воспитатели, родители, дети.
3. Подготовка и проведение выпускного вечера «До свидания, детский сад!»
• Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
• Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Воспитатели, родители, дети.