Татьяна Ромахина
Программа социального партнерства с семьями воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Публикация «Программа социального партнерства с семьями воспитанников подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум». В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Принципы взаимодействия с родителями:
единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;
равная ответственность родителей и педагогов.
Цель: сотрудничество ДОУ с семьёй. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
объединить усилия для развития и воспитания детей, привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении развивающей предметно-пространственной среды;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком, добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
Ожидаемые результаты:
Родители – участники реализации программы :
помощники в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном детстве;
активные участники образовательного процесса.
создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях, максимально приближенных к семейным;
достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
гармонизация детско-родительских отношений;
повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;
участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения.
Формы сотрудничества с семьями :
Родительские собрания, родительские вечера, родительский клуб, родительский тренинг, родительская конференция, дискуссии, «Душевный разговор», мастер-класс, ток-шоу «Есть мнение», круглый стол, «Ящик предложений», интервью / анкетирование, информационные стенды, тематические консультации (групповые/индивидуальные).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЁЙ
№ Формы работы Тема Цель Сроки
1. Вечер воспоминаний о лете детей и родителей. «Как я провёл лето?» Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. Сентябрь
2. Практикум для родителей «Осенний калейдоскоп». Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми. Призывать их развивать творческие способности своих детей. Сентябрь
3. Создание пособия Макет «Аэропорт Стригино» Повышение эффективности педагогической деятельности в познавательном развитии детей посредством использования игрового дидактического пособия Сентябрь
4. Реклама (книг, статей, журналов) «Патриотическое воспитание детей» Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей. Октябрь
5. Консультация «Мой город – капелька России» Предполагает
сотрудничество родителей воспитанников с педагогом в творческой деятельности по решению
новых проблем, что способствует воспитанию подлинного,
самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта Октябрь
6. День добрых дел «Пусть будет теплой осень жизни!.» (ко дню пожилого человека). Воспитание чувства любви и уважения к своим близким. Октябрь
7. Фестиваль «Растим чемпионов» Популяризация семейных ценностей и развитие различных форм семейного художественного творчества. Октябрь
8. Буклет «Воспитание основ гражданственности у дошкольников» Помочь родителям найти решения проблемы Ноябрь
9. Мероприятие «День толерантности» Воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения. Ноябрь
10. Наглядная информация «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма Декабрь
11. Памятка «Воспитание любви и уважения к родному городу» Формирование обобщенного представления родителей о патриотическом воспитании дошкольников Декабрь
12. Серия буклетов о памятных местах Нижнего Новгорода «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей Декабрь
13. Фотовыставка «Мой родной город» Показать живописные уголки родного края. Февраль
14. Онлайн - викторина «Знаете ли вы свой город» Дать возможность родителям ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребёнка с близкими взрослыми, сопричастности к историческому прошлому и настоящему города. Февраль
15. Акция «Письмо ветерану» Содействие преемственности поколений. Март
16. Буклет «На пути к школе». Формирование активной педагогической активности родителей; ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями; вовлечение родителей в активное воспитание детей. Март
17. Субботник «Экологический десант» Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке Апрель
18. Стенгазета «Бессмертный полк» Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора. Май
19. Оформление стенда «Помню и горжусь» Использование потенциала уголка в образовательной деятельности детского сада Май