Шиголина Татьяна
Программа социального партнерства с семьей «Природа родного края» на 2020–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социального партнерства с семьей «Природа родного края»
на 2020-2021 учебный год
Разработчик:
Воспитатель
Шиголина Татьяна Андреевна
На 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения, разрушения, сохранения всего разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа родного края
- Природа, планета Земля, экология
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В нашей стране это Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03. 1998. №4/1-6). Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения. В этих документах подчеркивается роль знаний, как основы будущего мировоззрения личности.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Актуальность.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. Узкая направленность программы обусловлена еще и тем, что экологическая компетенция родителей находится на очень низком уровне. Этот факт был выявлен в ходе диагностической работы с семьями воспитанников.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства с семьей экологической направленности «Природа родного края», как продолжение программы социального партнерства «Знакомство с живой природой» которая была реализована в 2017-2018; 2018-2019 учебном году.
Паспорт программы
Тип программы : информационно – исследовательский.
Участники программы : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
По количеству участников: коллективная.
По продолжительности реализации программы :1 год.
Проблема: ознакомление детей с живой природой родного края г. о. Воротынский, охрана природы.
Продукт проекта: создание красной книги природного окружения родного края.
Концептуальная часть
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
• Объединить усилия для развития и воспитания экологической грамотности детей и родителей.
• Побуждать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.
• Обогащать, расширять и повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах экологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике.
• Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах экологического воспитания, бережного отношения к природе.
Инновационные подходы к организации и содержанию программы.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические: анкетирование, опросы, беседы
Познавательные: консультации, дискуссии, участие родителей в организации развивающей предметно-развивающей среды
Наглядно-информационные: родительский уголок, вернисажи, видео экскурсии, фотовыставки, отчеты о проведенных мероприятиях на родительской страничке в сети Интернет
Досуговые: праздники и развлечения экологической направленности, экскурсии, выставки детского творчества и др.
Основные педагогические принципы и инновации в работе с семьей.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи.
В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы пришли к выводу, что для создания атмосферы доверия,взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях необходима целенаправленная совместная деятельность.
3. Создание единой развивающей среды.
Совместными усилиями мы постараемся создать такую среду, которая обеспечит нам единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход.
Мы считаем, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь ежедневно с родителями, педагог должен понимать ситуацию, чувствовать настроение родителей, их отношение к своему ребенку, его воспитанию. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность.
На современном этапе, каждое дошкольное учреждение должно работать в режиме развития, а не функционирования. Учреждение должно иметь определенную систему взаимодействия с родителями. Педагоги и специалисты должны обладать умением быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны использоваться эффективные формы работы и направления деятельности детского сада с семьей.
Методическая обоснованность программы.
Данная программа социального партнерства с семьей экологической направленности «Природа родного края» содержит план работы на учебный год и эффективные технологии непрерывного экологического образования взрослых и детей. Материал, представленный в программе, раскрывает основные методы и приемы по экологическому просвещению родителей в ДОУ. Он позволяет плавно включать родителей в совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию через ознакомление с природой родного поселка в детском саду и продолжать аналогичную работу, что позволит нам решить познавательные, нравственные и воспитательные задачи в экологическом направлении.
На наш взгляд, программа поможет воспитателям детских расширить и систематизировать работу по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природным окружением родного края.
Этапы осуществления программы.
Первый этап – подготовительный.
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи:
1. 1. Анализ интересов и запросов семей для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержания и форм работы с родителями (на основе анкетирования);
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический.
Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проектов экологической направленности;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по вопросам экологического воспитания детей;
4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.
5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
7. Разработка методических материалов для реализации данных проектов
8. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.
Третий этап– заключительный.
Цель: подведение итогов социального партнерства за учебный год.
Задачи:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
Перспективный план реализации программы
на 2020-2021 учебный год.
Сентябрь.
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей» Выявить отношение родителей к экологическому воспитанию ребенка Воспитатели
2. Выступление на родительском собрании «Ребенок и природа»
Знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности по направлению экологического воспитания детей. Воспитатели
3. Выставка детских работ
«Дары осени» Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Формирование ценностного отношения к продуктам детской деятельности. Воспитатели, родители
4 Развлечение
Создание буклетов: «Берегите природу» «Природа наш друг»,
Привлечение внимания детей и родителей к проблеме замусоривания природных объектов.
Воспитатели, родители, дети
Октябрь
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Консультация «Занимательная прогулка с ребенком» Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, отметить важность экологического воспитания. Воспитатели
2. Праздник «Осень золотая» Показать родителям результаты совместной деятельности детей и родителей, отметить успехи детей. Воспитатели, музыкальный руководитель
3. Зеленый патруль
«Чистый участок детского сада»
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада, к участию в субботниках по уборке и озеленению группового участка. Воспитатели, родители, дети
Ноябрь
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Консультация «Птицы –наши друзья» Обогащать, расширять и повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах экологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике.
Раскрыть положительное влияние природы на здоровье детей и взрослых Воспитатели
2. Литературная выставка «Читай вместе с нами».
Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми. Обогащать, расширять и повышать уровень педагогических знаний родителей и детей. Воспитатели, родители, дети
3. Конкурс рисунков «Красавица рябина». «Дары лесов» Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми Родители, дети
Декабрь
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Видеоэкскурсии «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка» Дать советы родителям по организации прогулки с детьми по ознакомлению детей с природным окружением. Воспитатели
2. Выставка совместных работ «Зеленая красавица» Привлечь родителей к участию выставке совместного творчества, вызывать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности Воспитатели, родители,дети
3. Выпуск плакатов
Правила поведения в природе. «Природа наш друг» Познакомить детей и родителей с правилами поведения в природе Воспитатели, родители
4. Акция «Не руби елку!» Привлекать родителей к участию в акциях, проводимых в ДОУ.
Январь
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Индивидуальные консультации По запросам родителей Дать родителям рекомендации по вопросам ознакомления детей с природой родного края Воспитатели
2. Конкурс
«Птичья столовая»
Привлекать родителей к участию в общественной жизни детского сада, поощрять желание проявить свои знания и способности в области экологии. Изготовление кормушек для птиц. Воспитатели, родители, дети
3. Акция «Покормите птиц зимой» Привлекать родителей к участию в акциях, проводимых в ДОУ. Воспитатели, родители, дети.
Февраль
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Семинар-практикум по изготовлению
дидактических игр экологической направленности «Познаем природу» Познакомить родителей с дидактическими играми экологической направленности, которые можно использовать в работе с детьми при ознакомлении с природным окружением сада и приусадебного участка Воспитатели
2. Круглый стол «Детская литература о природе» Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей. Побуждать родителей к чтению детской литературы о природе. Воспитатели,
3. Сочинение сказок о лесных жителях «Природа зимой» Привлечь родителей к сочинению сказок совместно с детьми. Воспитатели, родители, дети
Март
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Памятка «Заповеди родителям». Познакомить родителей с правилами безопасности во время посещения природных объектов Воспитатели, родители
2. Праздник «Спасем природу земли» Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей. Побуждать родителей к участию в совместных мероприятиях Воспитатели, родители, дети
3. Практическая мастерская «Ярмарка родительских идей» Побуждать родителей к участию в совместных мероприятиях, реализовывать свои идеи в работе с детьми по ознакомлению детей с природой родного поселка Воспитатели, родители
Апрель
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1. Викторина с презентацией работы семьи по экологическому воспитанию детей в семье «Природа в жизни человека» Представление родительских проектов «Берегите природу» Воспитатели, родители
2. Конкурс «Дом пернатых» Побуждать родителей к участию в совместных мероприятиях Воспитатели, родители, дети
3. Выпуск газеты «Прикоснись к природе сердцем» Познакомить детей и родителей с правилами поведения в природе Воспитатели, родители
Май
№ Формы работы Тема Цель Ответственные
1.
Выставка фотографий
«Наши добрые дела» Повышать педагогический опыт родителей о правилах поведения с природой «В лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных жителей», «Ходить в лесу можно только по тропинкам», «Нельзя брать с собой в лес собаку, чтобы она не разорила птичьи гнёзда» Воспитатели, дети, родители
2. Анкетирование «Ребенок и природа» Выяснить мнение родителей о работе педагога по экологическому воспитанию детей пожелания, вопросы к нему Воспитатели
3. Экологическая акция.
«Украсим мир цветами», «Посади дерево»
Привлечь родителей к участию в создании экологической тропинки на территории детского сада, озеленению территории.
Наблюдение и трудовая деятельность детей и родителей на экологической тропинке. Воспитатели, родители, дети
4. Информационная страничка «Как научить ребенка защищать природу» Побуждать детей и родителей к соблюдению правил поведения в природе, чтобы не принести вреда природному окружению. Воспитатели
Отчетные мероприятия
1. Фото протокол на родительской страничке в сети Интернет на сайте ДОУ и в уголке родителей «Что нового и интересного мы узнали»
Отчет о проведенных мероприятиях
(1 раз в квартал) Воспитатели
2. Выпуск фотогазет, экологических альбомов, презентационные материалы По темам ООД, наблюдений, экскурсий Отчет о проведенных мероприятиях
(1 раз в квартал) Воспитатели, родители, дети
3. Экскурсии вокруг детского сада
Фотовернисаж
«Природа вокруг нас»
«Деревья – какие они?», «Люблю березку стройную», «Клен ты мой опавший» и др. Уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
Воспитатели, родители, дети
Родители, дети
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы :
1. Установление добрых, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника группы.
2. Объединение усилий для развития и воспитания экологической грамотности детей и родителей.
3. Обогащение, расширение и повышение уровня педагогических знаний родителей в вопросах экологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике.
4. Активное участие родителей в передаче положительного опыта в вопросах экологического воспитания, бережного отношения к природе.